Блог Таисии Филипповой
блог о здоровье и здоровом образе жизни

Зачем нужна флюорография

f-grafiaЗдравствуйте, мои дорогие читатели! Многие взрослые знают, что обращаясь в поликлинику, нас заставляют  пройти флюорографию. Многие этому противятся: ведь при этом методе обследования  человек получает какую-то дозу ионизирующего облучения. Многие помнят Чернобыль и поэтому у кого-то есть страх перед рентгеновским облучением. И многие задаются вопросом: зачем нужна флюорография?Сегодня  я вам расскажу, что такое флюорографическое обследование, какие имеются  плюсы и недостатки этого вида обследования и вообще: нужен ли  этот метод обследования.

Флюорография — это метод диагностики, при котором с помощью рентгеновских лучей получают изображение органов и тканей. При этом методе на снимках можно увидеть имеющиеся патологические процессы, например, инородные предметы в верхних дыхательных путях, новообразования, полости не физиологического характера (кисты, каверны, абсцессы), воспалительные процессы в легочной ткани.

История флюорографии

В 1896 году, через год после открытия рентгеновских лучей,  американский ученый  Дж. Блейер изобрел первый флюороскоп и в этом же году он продемонстрировал  этот аппарат в действии. Но в силу некоторых технических причин данный вид обследования с помощью рентгеновских лучей широкого распространения не получил. И этот метод обследования был забыт до 30-х годов XX века. Именно в 30-40-х годах эта методика была нацелена на раннее выявление больных туберкулезом потому, что эта инфекция в то время была очень распространена не только в России, но и во всем мире.

Впервые массовое флюорографическое обследование было проведено в 1947- 48 годах  в г. Павлово-Посаде Московской области. В результате этого обследования было выявлено очень много заболеваний туберкулезом среди людей, считающих себя абсолютно здоровыми. Эффективный метод выявления туберкулеза заставило ученых  совершенствовать флюорографическую аппаратуру  (оптику, экраны, генераторы).

Традиционная флюорография

Этот метод флюорографии заключается в фотографировании теневого изображения с экрана на фотопленку и имеет ряд достоинств по отношении к рентгеновскому снимку:

  • низкая лучевая нагрузка на персонал и пациента,
  • большая пропускная способность (до 1 человека в минуту),
  • низкие затраты,
  • удобное хранение снимков.

Цифровая флюорография

Прогресс не стоит на месте и сейчас во многих поликлиниках традиционную флюорографию заменили на цифровую, которая имеет еще больше достоинств:

  • высокое качество снимка и информативнос,
  • минимальная доза излучения при обследовании,
  • отсутствие химических реактивов и дорогостоящей рентгеновской пленки, отсюда низкая стоимость обследования,
  • высокая пропускная способность при массовом обследовании,
  • удобство архивирования и извлечения данных

Эти оба способа практически ничем не отличаются от рентгенологического обследования, но эффективность их выше на 15%.

Зачем нужна флюорография

Чаще всего при помощи флюорографического обследования обследуют сердце, легкие, реже кости грудной клетки. С помощью флюорографии можно своевременно выявить такие заболевания как туберкулез легких, злокачественные новообразования, воспаление легких.

f-grafia

Противопоказания к флюорографии

Согласно существующих законов и санитарных правил флюорографическому обследованию подлежат лица с 15-летнего возраста и признано необходимым, чтобы каждый здоровый человек проходил флюорографию  не  реже 1 раза в год. Но если имеются жалобы на кашель  (о народных методах лечения кашля можно прочитать в этой статье), одышку или слабость, то доктор с диагностической целью может назначить флюорографию раньше положенного срока.

Противопоказаний к флюорографическому обследованию нет, но относительными противопоказаниями могут быть общее тяжелое состояние пациента, выраженная одышка (больной не может зафиксировать свое дыхание на период выполнения снимка), другие состояния, при которых больной не в состоянии стоять некоторое время, а также боязнь закрытых пространств.

Но тем не менее не рекомендуется проходить флюорографию в  случае беременности и кормления грудью.

При беременности  флюорография может проводиться только при особых обстоятельствах , так как в период до 25 недель беременности происходит формирование всех органов и систем. И если пренебречь этим обстоятельством, возможна мутация клеток растущего плода.

Кормящим матерям до 6-месячного возраста ребенка тоже не рекомендуется прохождение флюорографии, хотя для женщины это не опасно и не влияет на качество грудного молока. И прохождение флюорографии у кормящих матерей до 6-месячного возраста ребенка «на всякий случай» — незаконно.

f-grafia

Можно ли отказаться от флюорографии

Согласно Конституции РФ, каждый человек вправе отказаться от того, чего он не желает делать, в том числе и от

флюорографического обследования, если только он не болен туберкулезом.

Но отказавшись от  этого обследования надо иметь в виду, что вы можете пропустить начало серьезных заболеваний. А многие заболевания легче вылечить на начальных этапах.

Необходимо отметить, что справка о прохождении флюорографического обследования нужна в следующих случаях:

  • Лицам, которые устраиваются на работу, особенно кто хочет работать в медицинских и общеобразовательных учреждениях, в  сфере обслуживания и торговли, на пищевых  предприятиях, на  общественном транспорте и в коммунальной сфере.
  • Лицам, поступающим на учебу, т.е. будущим студентам.
  • Кто едет на курортно-санаторное лечение.
  • Выезжающим за границу.
  • Будущим отцам, вернее мужчинам, жены которых ждут ребенка.

Процедура прохождения флюорографии в большинстве случаев бесплатна и по времени занимает не больше 15-20 минут, учитывая время получения результата.




Вредна ли флюорография

Не смотря на то, что флюорография  имеет много преимуществ перед другими видами обследования, все-таки при этом имеется ионизирующее облучение, пусть даже минимальное.

Учитывая, сколько выявлено при помощи флюорографии туберкулеза и онкологических заболеваний, врачи выбрали «меньшее из зол». Да, радиация пагубно действует на организм человека. Но  при помощи минимальных доз можно выявить своевременно и предупредить развитие таких грозных заболеваний, как рак или туберкулез. Как считают врачи, что иногда и яд становится лекарством. Все дело только в количестве.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья    Таисия Филиппова


Комментариев к статье: 64
  • Денис

    Не стоит бояться ионизирующего излучения при прохождении флюрографии. Я по профессии атомщик и работаю оператором реакторного отделения на Южноукраинской АЭС (Украина). Мы ежегодно сдаем экзамен по радиационной безопасности. Поэтому мне хорошо известно, что доза получаемого облучения при прохождении флюрографии крайне незначительна. Человек больше облучается при одночасовом перелете самолетом (космическое облучение) и при длительном нахождении летом на пляже (облучение от Солнца). Так что боязнь облучения, при прохождении флюрографии, совершенно не оправдана. Лучше ежегодно проходить эту процедуру, чтобы знать наверняка, что с вашими легкими все в порядке.

    08.12.2014 | 18:42
    • Таисия

      Денис, очень приятно было узнать мнение такого специалиста, как вы! Действительно, доза облучения при флюорографии ничтожна мала. Но вот некоторые люди боятся этого и не хотят проходить обследование. Конечно, большинство «не желающих» проходить флюорографию — это люди, ведущие асоциальный образ жизни. И они особенно опасны в отношении заражения других людей туберкулезом.

      08.12.2014 | 19:33
    • Дмитрий

      Денис спасибо за пояснение, успокоили. Приятно услышать мнение специалиста.

      10.12.2014 | 05:09
    • Ирина

      Вот это да! А я и не подозревала о среде самолетов... Все по-старинке рентгена боюсь и флюорографии)). Спасибо за комментарий, есть информация к размышлению.

      10.12.2014 | 20:26
  • Ирина

    каждый год проходим флюорографию, тоже не считаю это вредным.

    08.12.2014 | 19:55
    • Таисия

      И хорошо, Ирина! Это для нас же необходимо!

      08.12.2014 | 20:04
  • Виталий

    Понятно, что флюрография необходима, тем более она позволяет на ранней стадии выявить заболевания, но только не совсем понятно, зачем нужно брать справку при отъезде за границу.

    09.12.2014 | 08:18
    • Таисия

      Виталий, согласно правил принимающих стран имеются некоторые ограничения. Но это, скорее всего, касается тех, кто уезжает за границу в лечебные учреждения или по каким-то делам. У наших туристов флюорографию не спрашивают, по крайне мере я когда ездила, то никакой флюорографии у нас не спрашивали.

      09.12.2014 | 16:40
  • Алевтина

    Я считаю, что нужно проходить обязательно флюорографию, это нужно для поддержания здоровья в целом.

    09.12.2014 | 08:22
    • Таисия

      Конечно, это в первую очередь необходимо нам самим. Никто не позаботится о нашем здоровье, если мы сами об этом не подумаем вовремя.

      09.12.2014 | 16:37
  • Нонна

    Мне в этом году делали флюрографию, а вечером позвонили и сказали что нужно срочно придти на следующий день. Я не спала всю ночь, так переживала. А оказалось просто сняли неправильно)))

    09.12.2014 | 12:17
    • Таисия

      Конечно, медработники могли бы сразу сказать, что не получился снимок. Так можно человека с ума свести.

      09.12.2014 | 16:36
  • Ирина

    Я считаю, что это обследование нужно во избежании больших проблем для здоровья людей. Сама,если честно, делаю ее не регулярно. Но если бы возникли подозрения,то обязательно побежала бы. Хотя если случайно попадаю в нашу поликлинику, то тут уж точно отправят на флюорографию)).

    09.12.2014 | 15:29
    • Таисия

      Ирина, некоторые заболевания, особенно онкология, никак себя в начале не проявляют. И когда появляются подозрения, порой бывает упущено время. Поэтому-то и необходимо регулярно проходить флюорографию. А то, что в поликлинике отправляют на флюорографию, это правильно, порой о нашем здоровье беспокоятся медики сами, раз мы такие неорганизованные.

      09.12.2014 | 16:35
  • Вера

    Думаю, что раз в год эта процедура вреда не принесет. Но я уже давным — давно этого не делаю. Работаю на себя, да и не вижу необходимости в этом. Энергетические практики, практика сухого умывания и Внутренней улыбки, дыхание и работа с телом делают своё благодатное дело :)

    09.12.2014 | 17:16
    • Таисия

      Хорошо, если вам это, Вера, помогает. Но я все равно рекомендовала бы пройти флюорографию для полной уверенности.

      09.12.2014 | 17:44
  • Юлия

    Мы пока не научились питаться радиацией по этому я считаю, что флюорография опасна. Сегодня существует проба крови которая говорит болен человек или нет!

    09.12.2014 | 18:12
    • Таисия

      Юлия, вы имеете в виду кровь на онкомаркеры? Да, иногда (иногда!) этот анализ может и не помочь. Но вот туберкулез, учитывая то, что сейчас реакция Манту взрослым (не контактным с туберкулезом) не ставится, флюорография — это единственный вариант вовремя выявить туберкулез. Да и воспаление легких тоже можно во время диагностировать.

      09.12.2014 | 18:34
      • Юлия

        Детей заставляют делать манту, хотя я покопалась в интернете и обнаружила что у 90% привитых детей реакция манту положительная, я лично в шоке.

        09.12.2014 | 18:40
        • Таисия

          Юлия, положительная реакция Манту говорит о том, что ребенок уже встречался с туберкулезной инфекцией и при определенных неблагоприятных условиях возможно развитие самого заболевания. Таких детей в зависимости от того, сколько лет наблюдалась положительная Манту или размер папулы после постановки реакции Манту, необходимо дообследовать обязательно. Сейчас (по крайней мере у нас) у детей часто определяют туберкулез внутригрудных лимфоузлов, костей или еще какой-нибудь другой локализации. У детей начинающийся туберкулез можно выявить при помощи р. Манту, а у взрослых при помощи флюорографии. А то, что вы говорите — заставляют делать Манту, это вообще-то (как видите) не плохо, а наоборот, необходимо. Но родители вправе отказаться. Только, что в последствии будет...

          09.12.2014 | 20:24
        • Таисия

          Юлечка, почитайте самый первый комментарий к этой статье у Дениса Стаценко, он очень хорошо объяснил вредность ионизирующего облучения.

          09.12.2014 | 20:26
  • Татьяна

    то, что регулярные медобследования необходимы, это помню еще с советских времен, когда все-таки находили на начальной стадии некоторые опасные заболевания, сейчас это постепенно возвращается, это хорошо

    10.12.2014 | 03:58
    • Таисия

      Мы сами должны в первую очередь заботиться о себе. Если мы сами об этом не подумаем, но за нас это никто не сделает...

      11.12.2014 | 01:15
  • Галина

    Когда работала на производстве медобследование проходила раз в год. Сейчас на пенсии, честно говоря не люблю я по больницам ходить.

    10.12.2014 | 06:55
    • Таисия

      Конечно, лишний раз в больницу не хочется ходить... Но к зубному, гинекологу и на флюорографию надо ходить каждый год.

      11.12.2014 | 01:14
  • Светлана

    Я каждый год прохожу флюорографию. Не ради галочки, что медосмотр пройден, а ради собственного здоровья.

    10.12.2014 | 14:08
    • Таисия

      Светлана, вы правильно мыслите. Мы сами в первую очередь должны заботиться о своем здоровье.

      11.12.2014 | 01:18
  • Ольга

    Я тоже считаю, что такую процедуру необходимо проходить раз в год. Сейчас много людей болеют, и последствия-самые плачевные.

    10.12.2014 | 12:50
    • Таисия

      Ольга, вы правильно считаете.

      11.12.2014 | 01:20
  • Андрей

    На заводе нас в приказном порядке заставляли раз в год проходить флюорографию. Очень сомневаюсь, что о нашем здоровье кто-то заботился. Была обыкновенная обязаловка.

    10.12.2014 | 13:08
    • Таисия

      Возможно, это можно назвать и обязаловкой. Но под этим кроется все-таки забота администрации о работниках, потому что сами-то мы сходить на эту процедуру порой не можем.

      11.12.2014 | 01:17
  • Арина

    На все открытия и исследования есть как противопоказания, так и показания. Единого мнения все равно не будет.

    10.12.2014 | 18:35
    • Таисия

      Конечно. О показаниях и противопоказаниях я уже рассказала. А там должен каждый решать сам за себя, ну и знать о последствиях.

      11.12.2014 | 01:19
  • Юрий

    В районной поликлинике поставили немецкий цифровой флюорограф.

    Доза раз в 10 меньше, за скромную помощь поликлинике, ответ сразу.

    Все отлично! Я спрашиваю, отчего в студенческой поликлинике,

    до сих пор пленочный флюорограф. Отвечают, так у нашего аппарата

    по инструкции 20 человек в день, с перевыполнением 30 максимум.

    У студентов требуется сотня, а то и две.

    И где большая пропускная способность (у цифрового до 1 человека в минуту,

    у пленочного до 1 человека в 2 минуты ).

    11.12.2014 | 04:07
  • Юлия

    Я всегда избегаю прохождение флюорографии, потому- то у нас ее нужно делать 2 раза в год постоянно думаю что лишний раз облучаюсь, но Денис успокоил.

    11.12.2014 | 04:10
    • Таисия

      Юлия, по существующему законодательству даже категорийные работники сейчас проходят флюорографию 1 раз в год. До 2012 года пищевики и к ним приравненные специалисты ( т.е. категорийные работники) проходили 2 раза в год, Сейчас это отменили! Пусть ваше начальство посмотрит соответствующие приказы МЗ РФ по туберкулезу.

      11.12.2014 | 16:50
  • Надежда

    Флюорография обязательное требование, без нее ни на работу не устроишься, ни ребенку свидетельство о рождении не получишь. Шаг ступишь — предоставь флюорографию. С одной стороны, раздражаете. Но понимаешь, если бы не требования врачей, у нас бы гуляли эпидемии страшных болезней.

    11.12.2014 | 05:13
    • Таисия

      Надежда, вы правы с одной стороны, надоедает... Но подумайте, со сколькими людьми мы сталкиваемся даже в течение дня, а ведь у них на лбу не написано, что они больны туберкулезом. Я не говорю о всяких там БОМЖах. Сейчас этой болезнью даже болеют вполне рекспектабельные люди...

      11.12.2014 | 16:52
  • Olga

    Раньше в школе обязаловка такая была, раз в год проходить флюорографию. До сих пор жива-здорова.

    11.12.2014 | 12:35
    • Таисия

      А в Италии как с этим дело обстоит, Ольга? Там не заставляют проходить флюорографию?

      11.12.2014 | 16:53
  • Анна

    Я думала, что только туберкулез смотрят на флюорографии. А оказывается, что еще и сердце можно проверить. Недавно делала эту процедуру в больнице платно. Больше всего понравилось, что даже паспорта на спросили. То есть любой человек мог прийти, назвать мое имя и сделать флюорографию за меня. Мне кажется, что это не нормально.

    11.12.2014 | 15:36
    • Таисия

      Анна, если человек заботится о своем здоровье, он не будет проходить флюорографию под чужим именем. У нас в больнице (государственной) тоже паспорта не спрашивают.

      11.12.2014 | 16:55
  • Наталья

    Считаю, что флюорография очень важна и своевременное выявление болезни только положительно скажется на ее лечении. А Денису спасибо за то, что успокоил.

    11.12.2014 | 16:10
    • Таисия

      Да, было приятно узнать мнение независимого специалиста. честно сказать, я даже удивилась, что в самолете за 6-10 часов можно получить столько радиации... Но не всегда можно куда-то уехать поездом. Хотя и от высоковольтных проводов тоже идут излучения.

      11.12.2014 | 16:56
  • Любовь

    Я вообще не доверяю современной медицине, так как эта отрасль «подсела» на коммерцию. Даже при «хорошем» результате от флюорографии могут «найти» отклонения и «залечить». Защитные силы организма способны сами победить любую болезнь, надо не лечить, а укреплять иммунитет. Это лично мое мнение.

    11.12.2014 | 16:29
    • Таисия

      Безусловно, прежде всего надо укреплять иммунитет. Согласна с вами, Любовь, что сейчас все поставлено в медицине на платную основу, такая политика ФОМСа. Но, например, в нашей больнице я бы не сказала, что стараются найти любое отклонение. В некотором роде это не выгодно врачам. И не всегда организм может справиться с болячками, все равно приходится идти к врачам и проходить обследование. Мы живем сейчас в таком мире, что стараясь укрепить иммунитет всеми способами, но так его и не можем укрепить...

      11.12.2014 | 17:01
  • Оксана

    Каждый год прохожу эту процедуру в обязательном порядке. На работу приезжает машина со всем оборудованием для флюрографии и все в обязательном порядке делают «флюжку». Лучше знать наверняка, в каком состоянии лёгкие тем более экология ужасная.

    11.12.2014 | 18:51
    • Таисия

      Действительно, очень удобно, когда подъезжает передвижной флюорограф к месту работы или в микрорайон. Так экономится много времени и больше людей могут пройти эту процедуру.

      11.12.2014 | 18:56
  • Галина

    Флюорографию надо проходить регулярно, для своего же блага.

    11.12.2014 | 19:09
  • Наталья

    Странно, согласно конституции человек может не проходить флюрографию. Однако, без нее не поступишь в институт, не поедешь в санаторий. И врачи никогда не смотрят, показана ли флюрография. Если у меня предрасположенность к онкологии, я все равно должна делать ее каждый год. Иначе не смогу ходить в бассейн. (А как же конституция?)

    13.12.2014 | 02:43
    • Таисия

      Наталья, согласно конституции, человеку гарантирована свобода выбора. Но согласно же конституции каждый человек имеет право на защиту, в том числе и от инфекционных заболеваний.Существуют санитарные правила по профилактике заболеваний, в частности по профилактике туберкулеза, согласно которых в целях раннего выявления и не распространения туберкулеза каждый человек обязан проходить флюорографию. При флюорографии доза облучения минимальна, даже гораздо меньше, чем облучение от солнца летом. Просто вам надо остерегаться других источников облучения.

      13.12.2014 | 06:20
  • Любовь

    Я знаю такие случаи, когда по флюорографии выявляли другие заболевания не связанные с легкими. Рекомендовали пройти обследование. Не знаю, я каждый год прохожу флюорографию.

    13.12.2014 | 15:12
  • Vadar

    Согласен с Денисом! Не стоит бояться облучения! Как вы сами и отметили, флюорография позволяет выявлять туберкулез на самых ранних этапах своего развития, дает возможность своевременно начать лечение. Человек предпринимает конкретные шаги, заботится о собственном здоровье и тем самым оберегает здоровье своих близких и окружающих.

    13.12.2014 | 20:52
  • Larisa

    Действительно, то облучение, которое мы получаем во время флюорографии не сравнится с опасностью , которое исходит от онкозаболеваний, туберкулеза, латентных форм пневмонии, хотя в последнем случае потребуются дополнительные исследования. Но уж лучше раз в год пройти обследование и после жить спокойно!

    13.12.2014 | 22:16
  • Жанна

    Таисия, вот такая ситуация: человек много лет назад болел двусторонним воспалением легких и в предыдущих флюорографиях писали о спайках, а в последней написано, что все нормально — значит, даже не посмотрели или некачественно сделали? И если так, то можно сделать повторно или ждать до следующего года?

    14.12.2014 | 07:41
    • Таисия

      Жанна, может смотрели на старой аппаратуре, может быть не внимательно смотрели, а может быть со временем спайки рассосались. Если врач сомневается, конечно, можно повторить процедуру, но если ничего не беспокоит, то можно дождаться следующего года.

      14.12.2014 | 09:47
  • Любовь

    Раньше в гос учереждениях был обязательный такой осмотр и все его проходили, а вот много лет работая в частной фирме, приходится уже самой заботится о себе и самостоятельно проходить флюрографию. Особенно это важно после простуды, с затяжным тячением.

    14.12.2014 | 17:01
    • Таисия

      Частники экономят на всем, в том числе и на здоровье своих работников.

      15.12.2014 | 15:09
  • алексей

    Ежегодная флюшка нужна что бы сократить население.В развитых странах она запрещена.

    23.07.2016 | 11:55
    • Таисия

      Алексей, откуда у вас такая информация? И это каким образом флюорография она сокращает?

      23.07.2016 | 13:19
  • алексей

    Об этом говорят сами медики.Ежегодная флюшка нужна что бы снизить расходы на будущих пенсионеров изрядно сократив их количество с помощью ежегодного облучения,которое со временем обязательно приведёт к серьёзным проблемам со здоровьем.Что бы понять вред облучения достаточно посмотреть на «чернобыльцев»,большинства из них уже нет в живых а оставшиеся полуинвалиды.

    28.07.2016 | 19:13
    • Таисия

      С чего вы сравниваете флюорографию и облучение чернобыльцев? Да, в Чернобыле радиация была настолько сильной, что ее отголоски до сих пор проявляются. А облучение при флюорографии составляет около 0.05 mSv .

      Сейчас уровень радиации в Чернобыле сейчас составляет 67 мкр/ч, что на 37 мкр/ч выше нормы. в Киеве и в Москве уровень гамма-излучения составляет в среднем 11-12 мкр/ч. До 0.2 микрозиверт в час соответствует значениям до 20 микрорентген в час.

      29.07.2016 | 19:59
  • алексей

    Государственная медицина во все времена выполняла заказы политического руководства страны.Помнится во время горбачевской перестройки, по телевидению и в прессе появилось много публикаций ,где медицинские деятели убеждали людей, что мясо,масло,молоко,сахар,очень вредные для здоровья продукты и именно поэтому их и нет в продаже.Хотелось бы теперь посмотреть в глаза этим радетелям за здоровье народа, объявлявшим естественные и нужные людям продукты вредными и опасными.И при нынешних властях по политическим причинам объявляют вредными то грузинскую минералку, то молдавское вино, то белорусское молоко а ежегодное облучение объявлено очень нужной и безвредной процедурой,хотя даже ВОЗ признала её неэффективность и опасность.

    31.07.2016 | 14:41
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: