Блог Таисии Филипповой
блог о здоровье и здоровом образе жизни

Как не заразиться столбняком

Приветствую всех моих читателей! Столбняк -  это раневая анаэробная инфекция.  В летнее время мы особенно часто подвергаемся травмам, и больше всего с  нарушением кожных покровов. И ведь именно через раневую поверхность мы можем легко заразиться таким страшным заболеванием. Это заболевание стоит на втором месте по летальности  при инфекционных болезнях после ботулизма.

Статистика заболеваемости столбняком

В результате проведения в России плановой иммунизации населения против столбняка заболеваемость этой инфекций значительно снизилась. Но это не говорит о том, что случаи столбняком не регистрируются. Каждый год  в РФ  регистрируются случаи в пределах 30-35 случаев. Так, в 2010 году показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил  13,0; в 2011 году — 8,0.  За 2012 год статистику заболеваний по РФ я пока не нашла ни в одном источнике.

Число погибших гораздо уменьшилось по сравнению с допрививочным временем и  сократилось с 600 до 12-14 случаев в год. В среднем летальность от общего числа заболевших составляет в пределах 40%. Полностью ликвидирован столбняк новорожденных, который раньше регистрировался и давал 100% смертность , как результат родов на дому.

Но регистрируемое число заболеваний не отражает истинную картину. Поэтому важно знать, что это за болезнь и как с ней бороться.

Эпидемиология столбняка

Возбудитель заболевания относится к условно-патогенной микрофлоре. Это значит, что при определенных условиях она становится патогенной и способна развить клиническую картину.

В присутствии кислорода и понижения температуры до -4 °C возбудители переходит в споровую форму и становятся более устойчивы во внешней среде. Так,  споры выдерживают нагревание до 90°C  до 2-х часов, при кипячении погибают через 3 часа. В высушенном состоянии могут быть жизнеспособны даже  при температуре 150°C. В навозе могут сохраниться до 10 лет! Антисептики и дезинфицирующие средства убивают столбнячную палочку в течение 3 — 6 часов.

Столбнячная палочка Clostridium tetani

Столбнячная палочка — это постоянный обитатель кишечника человека и животных. Оттуда она попадает во внешнюю среду, в почву. Поэтому наибольшая обсемененность почвы наблюдается в сельскохозяйственных районах с повышенной влажностью. Также ее можно обнаружить при соответствующих исследованиях в почве на дачах, садах — огородах, на пастбищах, то есть там, где возможно загрязнение почвы фекалиями животных. Заметьте, что самое распространенное удобрение — это навоз животных.

Возбудитель проявляет свои патогенные свойства и возможность развиться  заболеванию  при попадании на поврежденные ткани, лишенные доступа кислорода.  При отсутствии кислорода, при нормальной температуре тела человека или животного и влажной среде  из споровой формы палочка  переходит в вегетативную форму, которая потом и способствует развитию заболевания. А это как раз оптимальная среда в раневой поверхности.

Как заражаются столбняком

Столбняк -это острое зооантропонозное инфекционное заболевание, то есть свойственное как для человека, так и для животных. Это заболевание не заразное, то есть от человека к другому человеку не передается. Заражаются этим заболеванием только через попадание столбнячной палочки из почвы через раневую поверхность. Столбнячная палочка  может стать патогенной и вызвать развитие болезни лишь в случае попадания его в поврежденные кожные покровы, особенно в разможженные ткани, глубокие резаные и колотые  раны, через ожоговые поверхности.

К факторам риска можно отнести также повреждение любых слизистых оболочек:

  • наличие пролежней;
  •  укусы животными;
  • ожоги и отморожения;
  • обрезание пуповины у новорожденного при родах на дому;
  • при внебольничных абортах.

А также при некоторых заболеваниях, сопровождающихся контактом воспаленного очага с окружающей средой. Описаны случаи заражения при  укусах змей и пауков.

Чаще всего можно заражаются при незначительных повреждениях нижних конечностей — через  ранения садовым или строительным инвентарем, даже через занозу. Крайне редко, но встречается заражение при хирургических операциях, которые проводились нестерильными инструментами.

Известен факт, что отец русского поэта Владимира Маяковского заразился столбняком через царапину, сделанную обыкновенной иголкой.




Как проявляется столбняк

Заболевание протекает очень тяжело и характеризуется поражением нервной ткани с последующими тоническими и клоническими судорогами скелетной мускулатуры, которые в последствии приводят к затруднению глотания и асфиксии.

Период от попадания возбудителя в организм до первых проявлений заболеваний (инкубационный период)  длится от 8  дней и до нескольких  месяцев. Все зависит от того, насколько далеко расположена рана от центральной нервной системы, характера  и  размера раны. Чем дальше расположена рана от ЦНС, тем продолжительнее инкубационный период. И наоборот. И чем короче, тем тяжелее протекает заболевание, и тем больше вероятность осложнений и летального исхода.

Заболеванию предшествуют появление тянущих тупых болей в области раны. К моменту появления таких болей возможно уже полное заживление раны. И одновременно с этим признаком или чуть позже появляется напряжение и судорожное сокращение жевательных мышц, так называемый тризм. Эти симптомы могут длится в течение 1 — 2 дней.

Я не буду полностью описывать клиническую картину заболевания. Скажу лишь, что в последствии развиваются тонические судороги жевательных мышц, появляется так называемая «сардоническая улыбка». Еще позднее развиваются болезненные судороги, постепенно охватывающие все группы мышц, длящиеся от нескольких секунд до нескольких минут. Со временем их продолжительность увеличивается и возникает состояние опистотонуса. Это когда судороги настолько выражены, что у больного, лежащего на кровати, тело выгибается дугой и он опирается на затылок и пятки.

Смерть наступает от спазма и паралича дыхательной мускулатуры и сердечной мыщцы.




Профилактика столбняка

Профилактические прививки

Это профилактические прививки. Прививки против столбняка дифтерийно-коклюшно-стоблнячной вакциной (АКДС-вакцина) начинают прививать детей с 3-месячного возраста. Вакцинацию проводят трехкратно с интервалом в 45 дней. Через год после 3-прививки делают однократные ревакцинации  в 18 месяцев, в 6 — 7 лет и 14 лет. В последующем взрослым проводят однократные ревакцинации через каждые 10 лет.

Национальный календарь профилактических прививок

Противопоказаниями к прививки могут быть:

  • острые инфекционные и соматические заболевания (их  можно провести через месяц после выздоровления),
  • аллергические и онкологические заболевания,
  • индивидуальная непереносимость.

Во всех случаях перед проведением прививки должен быть проведен осмотр врачом и он определит необходимость в проведении прививки. Согласно закона об иммунопрофилактике каждый человек вправе отказаться от проведения прививки. Тогда вы полностью берете ответственность на себя в случае развития заболевания.

После проведенных прививок вырабатываются антитоксические антитела. При  заражении столбнячный токсин связывается с антителами и не окажет воздействия на организм человека. После перенесенного заболевания вырабатывается антитоксический иммунитет.




Соблюдение техники безопасности 

Это соблюдение техники безопасности при проведении строительных работ, при работе с землей и т.д. При работе на огороде или даче надевайте на ноги обувь с толстой подошвой, на руки - перчатки.

Что делать, если вы получили рану

Отдельно хочется отметить профилактические мероприятия при уже совершившейся травме с нарушением кожных покровов. Если такое произошло, конечно, надо обратиться в ближайший пункт медицинской помощи. Рана, независимо какая она, ожоги  II-III-IV, обморожения, укусы животными, внебольничные роды или аборты, инфицированные пролежни, являются показанием для проведения активно-пассивной профилактики столбняка.

Активно-пассивная профилактика столбняка выражается в проведении первичной хирургической обработки с извлечением инородного тела из раны и  иссечением некрозированных тканей.

Дальше решается вопрос с прививками. Если после последней противостолбнячной прививки не прошло пяти лет, то прививку не делают, если прошло от 5 до 10 лет, то вводят 0,5 мл  столбнячного анатоксина. Если прошло 10 лет  и более проводят иммунизацию столбнячным анатоксином в дозе 0,5  мл. Необходимо через месяц провести повторную прививку анатоксином в той же дозировке, через год провести ревакцинацию.

Иммунитет на стобнячный анатоксин вырабатывается уже на 4-й день. Поэтому при получении вышеперечисленных травм необходимо как можно раньше провести профилактику столбняка. Это очень важно!

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья    Таисия Филиппова



Комментариев к статье: 110
  • Светлана

    А насколько прививка эффективна против этого заболевания? Не заболеешь вообще или болезнь будет протекать в легкой форме?

    19.08.2013 | 08:16
  • Любовь

    Столбняк — серьезное заболевание. У меня коллега умер от этого заболевания, укололся на рыбалке, сначала не обратил внимания, а потом уже было поздно.

    19.08.2013 | 05:44
  • Максим

    Спасибо за статью! Правильно говорят: «Предупрежден -значит вооружен»!

    19.08.2013 | 05:49
  • Таисия

    Светлана, цитирую свою статью: «После проведенных прививок вырабатываются антитоксические антитела. При заражении столбнячный токсин связывается с антителами и не окажет воздействия на организм человека». После перенесенного заболевания иммунитет не вырабатывается.

    Прививка, конечно же, помогает.

    19.08.2013 | 10:21
  • Таисия

    Любовь, оказывается, Вы были свидетелем такой страшной трагедии. Мы даже, когда учились, такого не привелось увидеть. Да и слава богу.

    19.08.2013 | 10:22
  • Светлана

    Понятно, просто я очень осторожно последнее время отношусь к прививкам. Но понимаю, что от этой отказываться нельзя!

    19.08.2013 | 17:43
  • Арина

    Прошлым летом каталась на роликах и сильно разбила коленку,да еще грязь попала ( но я беспечно продолжила кататься,залепив рану подорожником). Через пару дней пришлось обратиться в травмпункт- коленка сильно отекла и болела. Первым делом мне там сделали прививку от столбняка. И хотя я страшно не люблю всякие прививки, в этой ситуации проявила благоразумие.

    19.08.2013 | 17:50
  • Таисия

    Светлана, я как специалист в этой области отмечаю, что после проведения прививок( даже против любой другой инфекции) риск заразиться гораздо меньший, нежели переболеешь инфекцией. За много лет работы в этой области я это усвоила на практике. Конечно, прививки надо проводить только здоровым и если есть в этом необходимость, а это определит Ваш лечащий врач.

    19.08.2013 | 18:34
  • Таисия

    Арина, Вы совершенно правильно поступили, что согласились привиться от столбняка. В комментариях выше Любовь написала, что у нее коллега умер от столбняка. Это в наше время.

    19.08.2013 | 18:35
  • Дмитрий

    Если получили травму, лучше сразу же пойти в больницу и сделать прививку от столбняка. И всё будет хорошо.

    20.08.2013 | 08:20
  • Таисия

    Все правильно, Дмитрий!

    20.08.2013 | 09:26
  • Валентина

    Про столбняк всегда знала только одно — чуть что, беги в поликлинику и делай укол от столбняка. Теперь знаю побольше — спасибо, Таисия!

    25.08.2013 | 05:54
    • Таисия

      Прививку может каждый раз при травме делать и не нужно, сначала необходимо выяснить прививочный статус, возможно Вы недавно уже прививлись от столбняка.

      25.08.2013 | 11:48
  • Ольга

    Скажите пожалуйста, чем можно привить ребенка от столбняка не используя такие вакцины как АКДС, АДС, АДС-М.

    28.12.2013 | 12:24
    • Таисия

      При травмах прививают еще АС-анатоксином, это активно-пассивная профилактика столбняка. Но он из того же ряда, что и АКДС-вакцина, АДС, АДС-М анатоксин. Я поняла, что Вы боитесь прививаться этими вакцинами из-за осложнений. Да, на АКДС- вакцину, в частности коклюшный компонент, возможны осложнения, но они крайне редки. А вот анатоксины таких реакций не дают, Лучше привить ребенка анатоксинами. Специальных детских вакцин только от одного столбняка пока в России нет.

      28.12.2013 | 14:07
  • Наталья

    Добрый день. Ребенку 1,2 года. Вчера на даче укусила кошка (домашняя но по улице с другими кошками тоже гуляет). Укусила за руку, с 2-х сторон за ладошку около мезинца. Ранка больше с верхней части ладони. У ребенка нет ни одной прививки. Был отвод. Планировали начать в сентябре. Если мы на начнем прививки сразу как только ладошка заживет будет ли это являться профилактикой (сыворотку оч не хочу вводить)? И каков риск заражения, если с обработанной но не кровоточащей раной примерно через 30 мин после укуса ребенок собирал камни на дороге? Спасибо за ответ.

    23.08.2014 | 18:04
    • Таисия

      При травмах, независимо какой она локализации и тяжести, необходимо проводить активно-пассивную профилактику. Сыворотка дает нам пассивный (т.е.уже готовый) иммунитет на то время, пока анатоксин ( вакцина) вырабатывает свой, активный, иммунитет. У животных на зубах могут быть возбудители столбняка. По идее, вам прививки надо было сразу после травмы делать. Учитывая минимальный инкубационный период (примерно неделя), вам все-таки стоит начать делать прививки. В зависимости от вашего основного заболевания, по которому у вас был медотвод от прививок, можно начать прививки делать под прикрытием лекарств по основному заболеванию ( антигистаминные — при кожных заболеваниях, противосудорожные — при эпилепсии, например, и т.д.). Но это уже решит ваш участковый педиатр.

      23.08.2014 | 18:16
  • Анастасия

    Здравствуйте! Спасибо за статью! Но хотелось бы уточнить. В апреле 2014 делала прививку 0.5 анатоксина по поводу колотой раны гвоздем, а теперь (август 2014) меня поцарапала собака до крови (прыгала и радовалась). Рану (царапина) обработала зеленкой. Нужно ли мне делать прививку от столбняка? Спасибо!

    27.08.2014 | 16:51
    • Таисия

      Анастасия, в данном случае прививку против столбняка нет смысла делать, так как после последней прививки не прошло 5 лет.

      27.08.2014 | 17:03
      • Надежда

        Скажите у меня сын алергийный мальчик Упал месяц назад порвал палец ему зашили а прививку не сделали так как к нам их сейчас незавозят Прошол месяц уже рана зажила не болит Но появилась темература кашель и сопли Может ли это проевлять столбняк

        15.10.2014 | 14:07
        • Таисия

          Надежда, я так поняла, что поскольку у вашего сына алелргия на что-то и ему не делали прививки по возрасту. По описанию ваших симптомов это не похоже на столбняк, просто у вас скорее всего банальная простуда, надо обратиться к педиатру. А если вы сомневаетесь на счет заражения столбняком, то лучше сходить к травматологу или хирургу. Заочно очень трудно оценить ситуацию.

          15.10.2014 | 16:22
  • Анна

    30ноября получила ожог бедра кипятком 2-3 степень. Обратилась в ожоговый центр ночью с 3-4 декабря. От прививки столбняка отказалась,теперь боюсь. Не поздно еще мне её поставить? Спасибо за ответ

    06.12.2014 | 04:32
  • Таисия

    Анна, нет, не поздно. Инкубационный период может длится не один месяц, возможно антитела еще успеют выработаться. Но все-таки следует поторопиться.

    06.12.2014 | 05:22
  • Анна

    Здравствуйте! Разделывала мясо (свинину), ножом проткнула ладонь. Размер и глубина примерно 1 см. Рану обработала перекисью, залила клеем БФ 6. Вопрос, нужно ли ставить какие либо прививки? От столбняка в прошлом году поставлена АДС м, проткнула ногу гвоздем. До этого прививки последнии были лет до 10. Счас мне 29. Нужно ли делать ревакцинацию столбняка? Спасибо!

    23.12.2014 | 12:37
    • Таисия

      Анна, а в 16 лет вам ревакцинацию АДС-м не делали? Если судить по вашему описанию проведенных прививок, то на последнюю прививку у вас должны все равно остаться антитела. Хотя в прошлом году надо было сделать через месяц еще бы одну АДС-м, а в этом — ревакцинацию. Вы в каком регионе живете?

      27.12.2014 | 17:50
  • Александр

    Здравствуйте! Был получен небольшой ожог от горчичника в области груди. Через неделю появились подёргивания мышц в области ожога, сейчас по всему телу в разных местах. Последняя прививка сделана в 16 лет, т.е. 9 лет назад. На момент написания прошло уже 14 дней и от ожога осталась только небольшая короста и красные пятна. Не знаю как быть, может ли это быть началом столбняка. Стоит ли сейчас делать прививку или подождать до плановой в 26 лет?

    26.01.2015 | 00:06
    • Таисия

      Конечно, это не признаки столбняка, не волнуйтесь. А прививку, очередную ревакцинацию, можно сделать и сейчас, если вы так переживаете по поводу столбняка, а можно и подождать до 26 лет. У вас все равно до конца этого промежутка ( до 10 лет) остались антитела.

      26.01.2015 | 04:09
  • Светлана

    Здравствуйте . моему сыну 1.4 года , сегодня разбил на кухне банку с печеньем и поранил нос , обработали перекисью и зеленкой , прививку АКДС еще не делали, травматолог сказал , что надо вводить противостолбнячную сыворотку, но засомневался , так как ребенок сейчас болеет — острый бронхит и кроме того такую сыворотку маленькому ребенку необходимо делать в условиях стационара , подскажите как поступить ?

    09.02.2015 | 18:35
    • Таисия

      Светлана, если вашему ребенку до 1 года сделали прививку АКДС трехкратно, но в вашем случае ничего делать не надо. Ревакцинацию делать еще рано, ее по календарю делают в 18 месяцев. Противостолбнячная сыворотка дает готовые антитела, у вас же защитные антитела еще сохранились. Я считаю, что вам пока делать сейчас ничего не надо. Лечите спокойно ваш бронхит, выздоравливайте, а уже в нужное время делайте ревакцинацию АКДС.

      09.02.2015 | 19:36
      • Светлана

        К сожалению мы в течении первого года жизни сделали лишь одну прививку корь, краснуха , паратит и только сейчас по выздоровлению от бронхита собираемся сделать первую АКДС , вот от сыворотки отказались теперь боюсь столбняка но и сыворотку страшно вводить ведь ребенок болеет бронхитом. Я очень благодарна за Ваш ответ , спасибо большое .

        10.02.2015 | 19:18
        • Таисия

          Светлана, сколько прошло времени после АКДС? Конечно, вам сейчас просто надо наблюдать за ребенком. При появлении каких-то признаков, обязательно обращайтесь к врачу.

          10.02.2015 | 19:49
          • Светлана

            Ребенку за его год и четыре месяца не делали ни разу АКДС , только собираемся , поэтому я переживала ребенок совсем не привит , спасибо большое за ответ . Так как я отказалась от введения сыворотки два дня назад поранил носик , придется наблюдать .

            11.02.2015 | 03:06
  • Наталья

    23.02.2015 Мой щенок укусил меня за руку довольно глубоко,прошло больше месяца.Надо ли мне делать прививку от столбняка. Сама прививки делала только в школе лет 20 назад.

    26.03.2015 | 16:22
    • Таисия

      Прививку против столбняка надо делать обязательно. В вашем случае необходимо было сделать прививку сразу после травмы, но не позднее 20 дня после травмы. Похоже вам повезло, Наталья, вы в этой ситуации столбняком не заразились. Но жизнь длинная, никто от травм не застрахован, поэтому вам сейчас в плановом порядке необходимо начать курс прививок против столбняка, и параллельно против дифтерии, так как есть совместный препарат против этих инфекций — АДС-М анатоксин. Поскольку прошло уже более 10 лет после последней прививки, то вам придется начинать курс прививок заново. Это 2-х кратная вакцинация с интервалом 45 дней, а затем через 9-12 месяцев провести еще одну прививку — ревакцинацию, а затем не забывать делать для поддержания иммунитета прививки каждые 10 лет.

      26.03.2015 | 16:56
  • Светлана

    Добрый день!

    Мне 35 лет. 4 дня назад немного поранила ступню ржавым гвоздем. Прививку от столбняка 0,5 делала в августе 2014. Терапевт сказала что достаточно одной, хотя ранее я вроде не прививалась, в школе точно не было.

    Сейчас читаю, что этой прививки недостаточно и прошло уже более полугода.

    Я сейчас простужена, горло болит и температура 37.3

    Как мне лучше поступить, подскажите пожалуйста.

    29.03.2015 | 13:24
    • Таисия

      Светлана, если в 2004 году вы не делали прививку против столбняка, то одной прививки явно не достаточно, тем более вы не помните, делали их вам в школе. Вам надо было сделать еще одну прививку в сентябре 2014г. В зависимости от того, чем вам прививали при травме ( АС или АДС-м), то вам в марте-апреле надо сделать вторую прививку, но после того, как вы пролечитесь минимум через 2 недели,а затем через год.

      29.03.2015 | 15:04
  • Светлана

    При травме не делали ничего, так она была 4 дня назад, а на след день я простыла. Прививка была только в августе прошлого года

    29.03.2015 | 15:54
    • Таисия

      Прививку от столбняка можно делать до 20-го дня после травмы. Светлана, выздоровеете, делайте прививки потом обязательно в плановом порядке. Тогда и беспокойств будет меньше.

      29.03.2015 | 18:22
  • Светлана

    Спасибо!!

    30.03.2015 | 04:04
  • Надежда

    36 часов назад получила три пореза на руке. В принципе они не глубокие, но в одной вроде видно подкожный жир. Раны растянулись, но в больницу не обращалась. Что делать? Могут ли зашить спустя столько времени и стоит ли ставить прививку от столбняка, если с последней прошло 6 лет ????

    06.04.2015 | 11:45
    • Таисия

      Рану все равно надо обрабатывать, т.к. за 3 дня скорее всего уже рана инфицировалась, и зашивать. И сделать 0,5 мл АС -анатоксина.

      06.04.2015 | 16:02
  • Елена

    Ребенку 5 лет сутки назад поранила ладонь об железку,довольно глубоко. Прививку от столбняка делали два раза,последняя полтора года назад. Рану обработали,затянулась на следующий день. Сейчас праздники,ничего не работает. Надо ли срочно увозить ребенка из деревни и делать прививку?

    01.05.2015 | 07:27
    • Таисия

      Елена, у вас непонятно, как проводились прививки: соответственно календарю или по индивидуальному графику. До 1 года д.б. 3 прививки, а возрасте до 2-х лет — ревакцинация. Лучше всего после праздника сходите к вашему фельдшеру на медпункт, она там уже сорентируется в отношении вашего случая. Возможно ваша последняя прививка была ревакцинацией, тогда вам ничего делать не нужно.

      02.05.2015 | 17:36
      • Елена

        Таисия Филиппова,спасибо за ответ. Последняя прививка была тоже по случаю травмы. Это могла быть ревакцинация? Врач будет работать только 5 мая. Это не поздно?

        03.05.2015 | 04:45
        • Таисия

          Смотря, какую вакцину вам делали при травме и в возрасте до 2-х лет. А так сорентироваться трудно...

          08.05.2015 | 18:56
  • Надежда

    Здравствуйте! Ребенку 1,5 года. В первый год сделали три прививки АКДС, четвертая должна быть в июне. Вчера ребенка укусила домашняя кошка (кошка на улицу не выходит и каждый год прививается). Нужно ли обращаться в травмапункт и делать сыворотку от столбняка или три сделанные

    прививки дают необходимый иммунитет? Спасибо.

    08.05.2015 | 18:23
    • Таисия

      Этих 3-х прививок для профилактики столбняка достаточно. Больше настораживает укус кошкой. Но если кошка никуда не ходит, укус был спровоцирован, укус был в нижнюю половину туловища, то прививки антирабической вакциной против бешенства делать не нужно.

      08.05.2015 | 18:59
      • Надежда

        Спасибо! Кошка живет в квартире и на улицу не выходит, но все-равно все положенные прививки, включая бешенство, делаем. Укусила ребенка за руку, когда он загнал ее в угол и пытался ухватить за ухо. Обрабатываем укус хлоргексидином.

        08.05.2015 | 19:32
  • Анастасия

    Здравствуйте! ребенок 1,6 года сбила коленку. Прививок АКДС еще не делали. Подскажите, стоит ли ее везти в травматологию для введения антитоксина. И какова вероятность заражения?

    24.05.2015 | 16:31
  • Дарина

    "Так, в 2010 году показатель заболевемости на 100 тысяч населения составил 13,0; в 2011 году — 8,0. " Это как, простите, если «Каждый год в РФ регистрируются случаи в пределах 30-35 случаев.» ? Население РФ около 140 миллионов. Считать умеем?

    04.06.2015 | 10:52
    • Таисия

      Считать умеем. Данные взяты из официальных источников( Роспотребнадзор).

      04.06.2015 | 11:08
  • Дарина

    Значит, они не умеют... По статистике ВОЗ приведенные цифры — заболеваемость не на 100 тысяч, а общее число случаев. То есть в 2010 году в РФ заболело столбняком 13 человек, в 2011 году 8.

    04.06.2015 | 11:22
  • Наталья

    Пару дней назад поцарапала гвоздем руку. Ранка очень маленькая и не глубокая, но кровь шла. Подскажите я могла заразиться столбняком.

    09.06.2015 | 18:50
    • Таисия

      Если вы привиты, согласно календаря прививок, то скорее всего, едва ли... Но все равно надо наблюдать за своим состоянием, т.к. столбнячная палочка довольно широко распространена в почве. При появлении соответствующих признаков надо обращаться в больницу.

      09.06.2015 | 20:30
  • Михаил

    Какие конкретно колотые раны имеются ввиду? Можно ли заразиться, например, если рана совсем маленькая(глубина 0,5 мм)?

    04.08.2015 | 21:12
    • Таисия

      Даже ссадины, если они будут инфицированы столбнячной палочкой.

      04.08.2015 | 21:52
  • Андрей

    Добрый день.Скажите пожалуйста я прививался с рождения прививкой от столбняка, потом в училище в 2007г 9.08.2015 порезал ногу о ржавый металлический лист рана не глубокая, спустя 3дня после пареза я как то запаниковал и пошел сделал прививку АС от столбняка на 4день, вопрос насколько эффективно защитит меня прививка?И люди которые ранее привиты если вдруг заболели столбняком как он протекает в острой форме или вялотекущей?Спасибо.

    15.08.2015 | 21:47
    • Таисия

      Вы все правильно сделали, теперь вы защищены от развития заболевания. Честно сказать, в своей практике я не встречала людей, которые после прививки заболевали столбняком. Если прививки делать правильно по схеме, заболевание не разовьется.

      19.08.2015 | 23:03
      • Лена

        Здравствуйте, встала на ржавый и грязный гвоздь в бане, рану не обработала, поставили анотоксин. Подскажите есть вероятность заразиться, если до этой прививки, не помню когда делала вакцинацию, точно больше 10 лет прошло? Спасибо.

        28.11.2015 | 17:01
  • Марина

    Добрый день. 1 августа, в районе 16 часов проткнула руку ржавым гвоздем,который лежал в земле. Рана не особо глубокая была, и крови было не много. Рану обработала, 3 августа в 12 часов в травма пункте была сделана экстренная профилактика от столбняка( под лопатку). Не вакцинировалась более 10 лет. Вроде все было нормально, а сейчас появились неприятные ощущения в ногах, на лице, общая слабость. Возможно это последствия прививки, а может так протекает болезнь? Глотать и открывать рот могу. Вопрос в том, гарантирует ди экстренная прививка отсутствие болезни или всё равно риск остается? Надо ди идти к инфекционисту с моими симптомами или это только моя мнительность и мне надо только ревакцинация через месяц сделать?

    19.08.2015 | 22:46
    • Таисия

      Марина, прививка предназначена как раз для предотвращения развития заболевания. ваши симптомы не похожи на заболевание, похоже, это просто ваша мнительность. Советую вам доделать прививку против дифтерии, она делается вместе со столбнячной прививкой 1 раз в 10 лет. От столбняка вы привились, а от дифтерии нет.

      19.08.2015 | 23:00
  • Оксана

    Здравствуйте! Ребенку через месяц будет 6 лет. Прививались по индивидуальному графику, за все это время было всего 2 АКДС. Три дня назад упал на уложенный камнем асфальт и разбил лоб, было много крови, рана примерно 5 мм. Наложили швы в больнице и теперь ходим на перевязки. Никто не предложил сделать прививку от столбняка. Стоит ли ее сделать? Последняя прививка была сделана в сентябре 2012г.

    20.08.2015 | 13:54
    • Таисия

      Согласно Национального календаря профилактических прививок у детей в 6-7 лет должна быть очередная ревакцинация против дифтерии и столбняка АДС-М анатоксином. Даже если вы сделали 2-кратную вакцинацию АКДС и не было ревакцинации, вам все равно должны были предложить при травме эту прививку. Вам следует обратиться в свою детскую консультацию. В вашей ситуации ревакцинация АДС-М будет все равно считаться активно-пассивной профилактикой столбняка.

      20.08.2015 | 18:13
      • nolaws

        Добрый день. Подскажите пожалуйста, в начале августа(числа 8-9) этого года была сделана прививка АДС-М(укол шипом розы, руки были в земле,на даче),в больнице дали бумажку(цитирую:сделано АДС-М 0,5, С-П58 г-до 10.15), до этого прививки делались в детстве,и последний раз наверное в школе. Вчера, 24.08 наш домашний котенок игрался, и в порыве игры запрыгнул мне на ногу, выше колена,(как бы взобрался как по дереву) оставив четыре царапины-точки(из них немного вытекла кровь, обработала перекисью и зеленкой), стоит ли мне беспокоится насчет столбняка? я так понимаю что мне нужно будет делать ревакцинацию в октябре?

        25.08.2015 | 13:16
        • nolaws

          Извините забыла возраст написать, если это надо конечно(24 года)

          25.08.2015 | 13:19
          • Таисия

            nolaws, я правильно поняла, что в больнице, когда вы укололись шипом розы, вам сделали прививку АДС-М и дали бумажку о проведенной прививке? Если это так, то вам беспокоится не надо. Вам провели очередную ревакцинацию против дифтерии и столбняка, и больше делать сейчас ничего не нужно.

            25.08.2015 | 17:47
          • nolaws

            Да Вы совершенно правильно поняли, на этой бумажке еще написали как я поняла г-до 10.15 г.(честно говоря смутил меня срок годности — 3 месяца)

            25.08.2015 | 18:59
          • Таисия

            Ничего страшного, что срок годности такой. Главное, чтобы он не истек к моменту использования вакцины.

            25.08.2015 | 19:07
          • nolaws

            Ааааа, так это срок годности вакцины написан=) я почему то поняла что прививка действительна до 10.15 а потом заново делать. Спасибо!

            25.08.2015 | 19:23
  • Людмила

    Добрый день.Ребенок 9лет.2 дня назад проткнул ржавым гвоздем ногу (глуб.около 1см)сразу все обработала,в трампункт не обращались.прививки все по календарю(последняя в 6-7 лет)стоит ли делать противостолбнячную??

    02.09.2015 | 00:30
    • Таисия

      Здравствуйте! Прививки вам делать не надо, но показать рану травматологу все-таки надо.

      02.09.2015 | 08:09
  • Катя

    Добрый день. Мне 24 года. 16 дней назад проткнула руку серпом , ранение было очень небольшое — 2 мм глубиной, вышло лишь пара капель крови. Рану удалось обработать лишь через 10 минут. На третий день после прокола пошла в травм пункт, там сказали что рана опасности не представляет и отправили домой. Через 2 недели после прокола меня стали беспокоить подергивания различных групп мышц, в основном мышцы лица и другой руки ( не той что с ранением). Я пошла в больницу, терапевт направил к неврологу, та сказала что такие подергивания это нервное растройство и признаков столбняка у меня нет. Последняя вакцина адсм была сделана 10,5 лет назад, новую колоть тоже не стали из-за того что у меня ОРВИ. Сыворотку тоже отказались колоть.

    Подергивания мышц у меня уже 4 дня примерно, и от этого мне немного страшновато,

    Вопрос: всегда ли признаки столбняка начинаются именно с тризма? Почему мне отказали в сыворотке? Ее де Ладе без признаков делают для профилактики.

    Заранее спасибо.

    07.09.2015 | 13:20
  • Екатерина

    Добрый день! Ребенок 2 года, прививок Акдс и подобных ему, содержащих вакцину от столбняка не было вообще, 14 сентября получает травму губы, накладывают швы. После полученной травмы ребенок заболевает ОРВИ, поэтому сейчас сделать Акдс нельзя. Сколько у нас есть дней после полученной травмы, чтоб провести вакцинацию от столбняка? Спасибо.

    17.09.2015 | 21:00
  • валентина

    Здравствуйте, Таисия Федоровна. Я 10 сентября занесла под ноготь занозу,почти до ногтевой луковицы, занозу достала сразу обработала. На след. День поехала в травмпункт, сказали обрабатывать,прививку от столбника не сделали, хотя мои прививки уже просрочились 6ЛЕТ НАЗАД. А 15сент. Я сделала адсм, будет ли она эффективна?

    17.09.2015 | 22:52
    • Таисия

      Валентина, я так поняла, что последняя прививка против столбняка у вас была 16 лет назад (10 лет — перерыв + 6 лет просрочка). В вашем случае целесообразно начать снова курс прививок, т.е после того, как вы сейчас сделали прививку вам надо сделать через 30 -45 дней вторую, через год после второй прививки ревакцинацию, далее через каждые 10 лет.

      18.09.2015 | 12:59
      • Валентина

        Спасибо! Да я так и буду делать.Извините не правильно написала вашу фамилию. И еще если я сейчас сделала прививку мне можно не бояться столбняка, что я могла заразиться из за занозы?

        18.09.2015 | 13:07
        • Таисия

          Конечно,иммунитет формируется только после второй прививки. Но будем надеяться, что хоть какой-то минимальный след еще остался от прежнего иммунитета. Но тем не менее, следите за своим самочувствием.

          18.09.2015 | 13:48
  • Оксана

    Уважаемый доктор! В июне я сдала анализ на антитела к столбняку. Anti-Clostridium-tetani. Результат следующий — 1: 2560 Референсные значения — от 1: 20 защитный титр поствакцинального иммунитета. Последний раз прививалась в 2012 году 0.5 антистобнячной сыворотки. Остался ли у меня иммунитет? Нужно ли мне делать прививку. Я аллергик и астматик.Еще у меня врожденные заболевания крови и фиброаденомы обеих молочных желез. Не очень хочется.

    Но у меня каждый раз, при каждой царапине начинается невроз.

    При таких титрах сколько я могу еще не прививатся? Очень боюсь.

    12.12.2015 | 20:10
  • Таисия

    Здравствуйте, Оксана! Привожу вам следующие цифры титров антител:

    Против столбняка: 0 — отрицательный титр антител; 1:10 — не защищены; 1:20, 1:40 — низкие защитные титры; 1:80 и выше — средние и высокие титры антител.

    Дальше решайте сами. Вы в праве отказаться от прививки по имеющимся у вас противопоказаниям, просто будьте осторожны! Если у вас последняя прививка была в 2012 году, то следующую (если не было травм) бы должны сделать в 2022 году.

    12.12.2015 | 22:12
    • Оксана

      Я так поняла, что у меня высокий уровень защиты? В школе мне сделали все прививки, но потом я не прививалась 15 лет. А в 2012 году мне сделали только 0,5 вакцины, причем не предупредив о том, что если я сделаю еще две прививки, могу не волноваться 10 лет. вот теперь и не знаю, что делать. А с каким специалистом по такому поводу консультируются? С иммунологом или инфекционистом?

      13.12.2015 | 09:14
      • Таисия

        Оксана, у вас низкий защитный титр антител. Поскольку вам сделали позднее ревакцинацию (через 15 лет), возможно этим объясняются низкие титры. Вам лучше всего проконсультироваться с иммунологом. Возможно понадобится сделать повторно анализ и уже потом иммунолог решит, что вам делать. Он сцециалист в этом вопросе

        13.12.2015 | 11:35
  • Аня

    Здравствуйте, Таисия! Сегодня уколола листом от ананаса руку, не до крови, лист был не в земле, но пыльный. Никакого следа не осталось на руке, то есть раны нет, а может просто она такая маленькая и ее не видно. Прививку делала 6 лет назад в школе.Нужно ли делать прививку или предыдущая еще действует?

    28.12.2015 | 15:41
    • Таисия

      Прививку в данном случае вам делать не надо.

      28.12.2015 | 18:07
  • наталья

    Добрый день! Три дня назад мужа на даче поцарапал до крови бездомный котенок. Чем опасна рана и надо ли делать прививки?

    03.01.2016 | 11:58
    • Таисия

      Здравствуйте, Наталья! В вашем случае надо прежде всего узнать прививочный статус против столбняка. Бездомный котенок, дача... все-таки я бы не стала рисковать, если нет прививок против столбняка.

      03.01.2016 | 12:48
  • Оксана

    Таися, добрый вечер 6 января ребенка 10 лет ,поцарапала кошка до крови, (сиамская не привитая и иногда гуляет на улице) рану обработали залили зеленкой кровь остановилась, мазали мазью банеоцин, сегодня 11 января сходили в приемный покой попросили посмотреть рану врач сказал что можно мазать только зеленкой и все хорошо так как прививку делать уже поздно нужно ждать, но по осмотру сказал что визуально все подсыхает и чистенько. Дело в том что у ребенка прививки до 10 лет мы не пропускали а так как уехали в другой город я не могу знать точно была ли сделана вакцина или нет в 7 лет! Почему доктор посчитал это лишним ведь я уточнила что кошка иногда гуляет на улице и какие теперь могут быть симптомы чтоб вовремя снова обратиться еще раз за прививкой?

    11.01.2016 | 20:32
    • Таисия

      Оксана, хирурги иногда не обращают внимание на прививочный анамнез. Рана чистая, подживает — значит все хорошо, так они считают (знаю по своим хирургам). Конечно, надо знать — делали прививку АДС-м в 7 лет или нет. Это важно. Если нет таких сведений, то 0,5 мл АС или АДС-М анатоксина я бы сделала. Береженого бог бережет. Минимальный инкубационный период у вас почти уже прошел, остается только наблюдать за раной. Но прививки не надо запускать, если не найдете никаких сведений, сделайте обязательно ревакцинацию АДС-М.

      Но у гуляющих кошек может быть еще и другая опасность. Почитайте здесь taiafilippova.ru/pochemu-sobaki-kusayutsya

      11.01.2016 | 20:52
      • Оксана

        Таисия спасибо завтра еще раз обратимся в приемный покой но уже 6 день пойдет

        11.01.2016 | 21:22
      • Оксана

        Таисия , еще раз здравствуйте мы узнали что ребенок был привит у нее была прививка 4 стадия уже на 7 летний возраст, теперь сказали что 14 лет нужно будет ставить и по графику 17 далее уже через 10 лет в этом случае приходится только наблюдать за ребенком ранки сухие покрытые пока что корочкой покраснения нету, мы утром были снова в приемном покое нас нова отправили и сказали что покраснении нет только наблюдайте если что то сразу к нам

        12.01.2016 | 11:29
  • Татьяна

    Таисия, добрый день! Подскажите, ребенку 1,4 года. Не прививали-часто болел ОРВИ. Ездили на дачу вчера и там он поранил ножку шипом от розы. Переживаю очень сильно. Поможет прививка, если зараза попала в рану? Хочу завтра сдать анализы и в среду бежать за прививкой. Сейчас по календарю ставят корь, краснуху и тд. Я могу попросить поставить внеплановую АКДС?

    18.04.2016 | 21:00
    • Таисия

      Здравствуйте, Татьяна! Конечно, прививки делать надо, антитоксический иммунитет выработается в течение месяца, но инкубационный период может быть до нескольких месяцев. Наблюдайте за ребенком. Одновременно можно проводить сразу несколько прививок. В вашем случае можно можно привиться Бубо-Кок -вакциной (АКДС+ гепатит В) и сделать одновременно паротитно-коревую прививку в другую ножку и другим шприцем при условии полного здоровья у ребенка. Конечно, можно эти прививки разделить. Но прежде всего, надо выяснить была ли у вас прививка против туберкулеза. Если нет, то прививку против туберкулеза в вашем возрасте надо проводить только после пробы Манту. И только потом делать прививки против столбняка и прочих инфекций. Дальнейшее проведение прививок вам расскажет ваш участковый педиатр. Укрепляйте иммунитет!

      19.04.2016 | 15:13
  • Кристина

    Здравствуйте, ребенок 4,5 года, упал разбил коленку, плакал очень сильно, как никогда, царапины легкие, но на ножку практически сразу отказался наступать, и сгибать-разгибать. Обработали перекисью и зеленкой. На следующее утро (через 10 часов), температура 39,5, врач сказала вирусное горло, назначила лечение. Температура держится уже трое суток, как только заканчивается действие жаропонижающих ползет вверх. Рана на ноге подживает, но при перекиси начинает пузыриться. Все эти дни ребенок нормально наступает, плачет только при обработке. Сегодня (спустя 3 суток с момента ранения) ребенок не может наступать на ногу, жалуется на боль то на коленке, то под коленкой, то икра то бедро. Мышца напряжена. Дата рождения 24.11.2011 год, прививки АКДС не по графику: первая: 3.10.2012, вторая: 16.01.2013, третья: 27.09.2013. Ревакцинации не было, ребенок очень часто болеет, по 1,5 — 3 месяца выходим из простуды. Подскажите какова вероятность столбняка при данных прививках и симптомах? Буду очень благодарна

    13.06.2016 | 09:16
    • Таисия

      Кристина, вероятность развития заболевания в вашем случае, думаю, что не большая, все-таки прививки у вас, хоть не все, но есть. Тем не менее наблюдайте за ребенком. И старайтесь повышать иммунитет у ребенка народными средствами, БАДами, закаливанием и пр., чтобы сделать остальные прививки во время. Перекись при обработке ран всегда пузырится, рана же все равно инфицировалась. Если ребенок до сих пор не может ступать на ножку, надо обратиться к хирургу, причину ищите у него.

      14.06.2016 | 09:12
  • Каролина

    Таисия, скажите, что вы думаете по поводу обработки ранок перекисью водорода? Поможет ли это предотвратить столбняк? Ведь столбнячная палочка развивается только при отсутствии кислорода, а при обработки ранки перекисью идет реакция с выделением кислорода.

    19.06.2016 | 07:43
  • Гульназ

    Здравствуйте!очень боюсь и не доверяю прививкам. Но читая о болезнях понимаю что они необходимы. Ребенку год, делали тока бцж в роддоме. У нас атопический дерматит с 6 месяцев и я так и не знаю на что. Можно ли делать прививки в нашем случае? Ответ педиатра тебе делали и ребенку надо не вполне убедителен.

    14.08.2016 | 23:01
    • Таисия

      Атопический дерматит является относительным противопоказанием к прививке. Если ремиссия длится более года, то прививки можно сделать, но фоне антигистаминных препаратов.Но все должен решить участковый педиатр, он ребенка видит и наблюдает. Вообще-то ваш вопрос с прививками у ребенка должна решить иммунологическая комиссия, обратитесь туда, там комиссионно ваш вопрос проанализируют и вынесут правильное решение.

      15.08.2016 | 11:28
  • мария

    Здравствуйте Таисия! дочь 2 мес, поцарапалась шипами ежевики, 3 царапины кровили, и несколько еще поверхностных. Ветка 1 м от земли, чистая, рану сразу обработали. Нужна ли экстренная профилактика? Заранее спасибо!

    15.08.2016 | 23:31
    • Таисия

      Все зависит от того, какие были ранее прививки.

      16.08.2016 | 07:55
  • мария

    ей 2 месяца, АКДС еще не делали

    16.08.2016 | 09:08
  • мария

    в рд БЦЖ, гепатит, и гепатит в месяц сделаны

    16.08.2016 | 09:10
    • Таисия

      Прививки против столбняка начинаются в 3 месяца. Возможно в организме у ребенка остались антитела от матери, если вы сами прививались по возрасту. Наблюдайте за самочувствием ребенка.

      16.08.2016 | 10:55
  • Олеся

    помогите разобраться,ребенку 1,6.м ,19 мая 2016 ставили экстренный ас- анатоксин 1,0 мл и имунноногл.псчи 250 ме(сыворотка).мы не привитые совсем были,нет ни одной акдс.и получили травму.сейчас нам как прививаться дальше.педиатр говорит та ас анатоксин не считается,и начинать прививать акдс по обычной схеме.08.09.2016 1ую акдс сделали.но по инструкции ас-анатоксину, написано,что это активно пассивная иммунизация , вводится только 2 раза анатоксин(и полный курс завершен).т.е далее нам надо будет после через 45 дней только 2ую и 3 прививку чисто дифтирию колоть ,а не акдс.иначе «нагрузка»лишняя столбнячным компонентом.кто прав?не знаю кому задать этот вопрос.так как педиатр сам не уверен.но в городе нет в клиниках отдельно дифтерия.в платных клиниках нет.

    11.09.2016 | 15:10
    • Таисия

      Здравствуйте, Олеся! В вашем случае педиатр прав. 2-х кратная схема иммунизации АС-анатоксином предполагает антитоксическую защиту только от столбняка. АКДС- вакцина дает иммунитет не только против столбняка, но и против дифтерии и коклюша, эти инфекции в настоящее время не менее опасны, заболеваемость ими регистрируется, поэтому прививаться надо. Есть отдельные вакцины, но зачем вам лишний раз колоть ребенка. Двух прививок против столбняка все равно недостаточно. Ведь после 2-х кратной вакцинации через год надо делать все равно еще ревакцинацию. Нагрузки у вас не будет, так как в вашем случае это будет скорее лечебно-профилактическая процедура. Я считаю, что вам надо прививаться по нормальной схеме АКДС, делайте ее только через 45 дней после АС.

      11.09.2016 | 20:28
      • Олеся

        А то что нам ввели экстренно 1,0 мл столбняка?это ведь двойная доза.по инструкции это сокращенная схема иммунизации, если вводится двойная доза,то вторая прививка 0,5 мл идет уже ревакцинацией.как в нашем случае. И при этом у нас впереди еще 2 акдс +1 ревакц через год.а это уже 3 раза лишние 0,5 мл каждый раз.

        11.09.2016 | 20:39
        • Таисия

          Олеся, начинайте делать АКДС. Столбнячный компонент в составе АКДС будет вам и второй прививкой, и ревакцинацией. Если раньше не было прививок против столбняка, всегда при травмах делают двойную дозу. Не бойтесь, делайте так, как вам говорит ваш педиатр.

          11.09.2016 | 22:42
    • Олеся

      К вопросу выше.я склоняюсь к такому варианту-на даннный момент у нас закончен курс от столбняка (только ревакц.была через 4 мес,а не 6 мес как надо(с мая по сентябрь). И 1 дифтерия и 1 коклюш от 1 акдс.чтобы не перегружать организм ,через год сделать 2ую асд ,чтобы дифтерия не пропала,а потом через год ревакцинация.но в любом случае столбняк все равно лишние 2 раза...

      11.09.2016 | 20:33
      • Таисия

        Олеся, вы же писали, что у ребенка не было вообще прививок. Не будет у вас лишнего «столбняка», делайте, как говорит вам педиатр.

        11.09.2016 | 22:44
  • Ира

    Здравствуйте! Какова вероятность заразиться столбняком дома от осколка тарелки. Осколок прорвал мусорный пакет и задел ногу, рана поверхностная, в глубину не более 1 миллиметра. И еще можно ли делать противостолбнячную прививку при приеме иммуносуспрессоров (метотрексат)?

    26.10.2016 | 20:54
    • Таисия

      Делать или нет АС-анатоксин, надо посмотреть в инструкции к применению к препарату «метотрексат». Но любое нарушение целостности кожных покровов является показанием для проведения прививок против столбняка. И посмотрите свой прививочный анамнез, может быть вам вовсе не надо делать прививку.

      26.10.2016 | 21:00
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: