Блог Таисии Филипповой
блог о здоровье и здоровом образе жизни

Послепрививочные реакции и осложнения

privivkiЗдравствуйте, дорогие читатели! Тема сегодняшнего разговора довольно неоднозначная: какой может быть реакция на прививку?  К прививкам отношение неоднозначное, есть как много сторонников проведения прививок, как и их противников. В большинстве случаев послепрививочные реакции и осложнения заставляют многих отказываться от их проведения. 

Так ли нужны нам прививки?

А ведь профилактические прививки спасли много людей от таких страшных болезней, как натуральная оспа, полиомиелит, дифтерия, клещевой энцефалит. Так стоит ли от них отказываться? Я уже писала о профилактических прививках, их пользе и вреде, об этом можно прочитать здесь.

Еще раз остановлюсь на том, что профилактические прививки играют огромную роль в профилактике многих инфекций, которыми болеют довольно тяжело и оставляют после себя различные осложнения и инвалидность.
Благодаря прививкам исчезли или значительно снизилась заболеваемость такими инфекциями, как полиомиелит, дифтерия, корь, краснуха, вирусный гепатит В и другие.

Но вернемся все-таки к послепрививочным реакциям и осложнениям. Чем отличаются послепрививочные реакции и осложнения на прививку? Часто они возникают при неправильном отборе, не правильной оценке общего состояния перед проведением прививки или наличием сопутствующих хронических заболеваний.

Конечно, что греха таить, бывают случаи, когда по вине медработников случались послепрививочные осложнения. Но скажу, такое случается крайне редко. И каждый такой случай разбирается вышестоящими организациями и прокуратурой и делаются соответствующие выводы и, конечно, виновные наказываются.

Какие бывают послепрививочные реакции

Послепрививочныя реакция – это реакция организма человека на введение чужеродных антигенов. Появление реакции после проведения прививки – это нормальный процесс, именно таким образом организм вырабатывает антитела, которые и защищают человека при встрече его с вирусами и микробами.

Послепрививочные реакции по степени проявлениями могут быть слабыми, средневыраженными и сильными. Бывает, что вообще никакой реакции на прививку нет и это тоже нормальное явление.

Реакции на введение вакцины могут быть местными и общими.

Местная реакция

Местная реакция бывает выражена в месте введения препарата. В нормальном состоянии – это может быть просто след от укола иглой.

Если же в месте введения образовался инфильтрат размером более 8 см, краснота и кожа горячая на ошупь — это признаки сильновыраженной местной реакции.




Общая реакция

Общая реакция отражается в общем состоянии привитого. На некоторые прививки, например, против дифтерии и столбняка, клещевого энцефалита, организм может среагировать небольшим повышением температуры. Это нормально, я уже отметила, что должен проходить вакцинальный процесс. Но если температура поднялась от 39,5 и выше, то это должно насторожить. Иногда у маленьких детей высокая температура сопровождается фебрильными судорогами. В данном случае, необходимо сразу же вызывать врача или скорую помощь.

Поствакцинальные осложнения

Они чаще всего развиваются в первые сутки или даже в первые часы после введения вакцины. Иначе их называют реакциями немедленного типа. Недаром, после прививки рекомендуют побыть в кабинете еще 30 минут.

Осложнения после введения вакцины развиваются в период разгара вакцинального процесса: в первые двое суток после введения инактивированных вакцин (дифтерийно-столбнячные анатоксины, клещевая, гриппозная вакцины) и рекомбинатных ( гепатитная вакцина) или с 5 по 14 день при ведении живых препаратов — живой коревой, паротитной, краснушной или полиомиелитной вакцины ( за исключением анафилактического шока).

При повышенной чувствительности к препарату или одному из его компонентов могут развиться аллергические осложнения. К ним относятся анафилактический шок, отек Квинке, аллергическая сыпь, а также неврологические осложнения.




Как узнать, кто виноват в послепрививочном осложнении

Обычно при расследовании выясняется связь заболевания с проведенной прививкой. А именно связанные со следующими моментами.

Качество введенной вакцины

  • Если осложнения или сильные послепрививочные реакции возникают у лиц, которым прививки проводились вакциной одной серии и одним производителем, но разными медработниками.
  • Имело место неправильное хранение вакцины.

Технические ошибки

  • Послепрививочные реакции возникают у лиц, которым проводил прививки один и тот же медработник.
  • Неправильное место введения вакцины.
  • Нарушение дозировки и схемы иммунизации.
  • Нарушение правил асептики и антисептики.

Особенности здоровья пациента

  • Наличие повышенной чувствительности на отдельные компоненты вакцины.
  • Иммунодефицитное состояние, судорожный синдром, прогрессирующие заболевания ЦНС.
  • Неправильный отбор на прививку, наличие острых или обострение хронических заболеваний.

Отсутствие связи осложнения с вакцинацией

  • Выявление одинаковых симптомов, как у привитых, так и у не привитых.
  • Неблагоприятная эпид.обстановка в окружении привитого.

Профилактика поствакцинальных осложнений и реакций

Чтобы не произошло неприятных ситуаций после проведения прививок, конечно, врачи должны обязательно перед проведением прививок очень тщательно осмотреть и оценить общее состояние ребенка или взрослого человека. Для проведения прививок существует ряд противопоказаний. К ним относятся:

  1. Индивидуальная непереносимость компонентов вакцины.
  2. Острые заболевания и обострение хронических заболеваний. В данном случае прививки разрешается проводить не ранее 2-х недель. Если переболел тяжело или принимали антибиотики, то интервал после болезни до прививки должен быть месяц.
  3. Иммунодефицитные состояния.

В любых других случаях врач должен решить вопрос о необходимости прививки, так как к некоторым вакцинам есть еще и другие противопоказания.

Закон об иммунопрофлактике

В России существует Федеральный Закон об иммунопрофилактике № 157-ФЗ 17 сентября 1998г, утвержденный Президентом Российской Федерации. Согласно этому Закону каждый из нас по разным причинам имеет право на отказ от проведения прививок.

Но, отказавшись от проведения прививок, вы обязаны знать, что в дальнейшем могут ожидать неприятности.

Отсутствие прививок может послужить запретом для поездки в страны, где эти прививки должны быть обязательными. И столь желанный отпуск может просто отмениться.

Ваших детей могут временно на период карантина не допустить в общеобразовательные, детские учреждения, ВУЗы или в приеме на работу, где прививки должны быть обязательными. Например, медработники не могут работать без прививок против гепатита В, дифтерии, гриппа, а работающие в лесу — без прививок против клещевого энцефалита.

О пользе или вреде профилактических прививок можно спорить и говорить бесконечно, причем с подтверждающими ваше мнение примерами.

Почему я сегодня подняла эту тему? Да просто потому, что сейчас началась иммунизация по всей стране против гриппа. Все к этому относятся по-разному. Кто хоть раз переболел гриппом знают, насколько это тяжелое заболевание, что после гриппа могут быть серьезные осложнения  и теперьони  обязательно прививаются.

А то, что сейчас начался сезонный подъем ОРВИ, это не повод отказываться от прививок. Даже детям. Я предлагаю вам посмотреть видео, где педиатр Комаровский очень популярно и просто говорит о необходимости прививок, о реакциях и осложнениях после них.  Посмотрите, а уже потом делайте для себя выводы.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья    Таисия Филиппова


Комментариев к статье: 32
  • Елена

    Нет, я не против прививок, деткам их надо делать обязательно. Но вот от гриппа никогда себе не делала. Просто сотрудница после очередной прививки мучилась всю зиму — может это просто совпадение, не знаю. Хотя болеть гриппом — это ужасно. Будем здоровы!!!

    09.10.2014 | 21:33
    • Таисия

      Я в этом году уже привилась. Прививку перенесла совершенно спокойно. У некоторых людей такое состояние просто совпадает, возможно они были в инкубации другой вирусной инфекции.

      10.10.2014 | 03:13
  • Ирина

    Я помню, что мы и иммунологом все обсуждали. И я часто покупала именно качественные вакцины. Тем более, что у дочки одной были проблемы, и ей никак нельзя было осложнений...

    10.10.2014 | 07:49
    • Таисия

      Я очень понимаю, Ирина, что вам пришлось пережить. В подобной ситуациивашим дочкам никак нельзя было болеть любыми детскими инфекциями.

      10.10.2014 | 15:55
  • Мария

    Я своим деткам ставлю прививки. Но у нас в поликлинике врач перед тем как поставить прививку ребенку говорит о возможных последствиях и реакции. На следующий день в ребенку всегда приходит медсестра, узнать о состоянии.

    А на счет вакцин в больнице вопрос сложный, главное, чтоб больница соблюдала правила транспортировки и хранения вакцины, чтобы не получилось, что мы укололи ребенка зря!

    Сейчас в больницах Министерство здравоохранения предъявляют серьезные требования при проверках и лицензировании, связанные с хранением вакцины!

    10.10.2014 | 09:11
    • Таисия

      Мария, ваши участковые врач и медсестра делают все правильно. Согласно Закону об иммунопрофилактике врач обязан рассказать не только о том, какую прививку будут делать, но о возможных реакциях. И на следующий день медсестра спрашивает состояние привитого из-за того, что возможны послепрививочные реакции через какое-то отдаленное время.

      Сейчас существуют определенные санитарные требования к транспортировке и хранению вакцин. На крупном аптечном складе никому и никогда не выдают вакцины без термоконтейнера с термометром и хладоэлементов. И в больницах 2 раза в день проверяют температуру в холодильниках, где хранятся вакцины, ведется строгий учет температурного режима. Периодически хранение вакцин проверяется Роспотребнадзором и прокуратотурой.

      10.10.2014 | 15:52
  • Марина

    У нас в компании несколько лет проводится вакцинация от гриппа. Но, особой разницы между привившимися и непривитыми по частоте заболеваний не замечено. Думаю, что есть обязательные прививки и те, без которых вполне можно обойтись. Например, прививки от гриппа не всегда защищают от конкретных штаммов разнообразных простудных вирусов.

    10.10.2014 | 11:19
    • Таисия

      Марина, разницы между привитыми и непривитыми не наблюдалось из-за того, что у вас, возможно, создалась иммунная прослойка за счет привитых. Существует около 400 видов различных вирусных инфекций верхних дыхательных путей. И если вы или кто-то другой заболели какой-то из этих инфекций, это не означает, что прививка против гриппа была не эффективна. Прививка против гриппа является средством профилактики именно от гриппа. Антигенные штаммы вакцины ежегодно обновляются в зависимости от прогноза ВОЗ, какие именно штаммы ожидаются в циркуляции возбудителя в текущем году.

      10.10.2014 | 15:45
  • Ирина

    Прививки-вопрос сложный. Многие сейчас отказываются прививать детей и мотивации их вроде бы логичны. Но я все время вспоминаю наше городское довоенное старое кладбище: там большая половина похороненных — дети. Тогда не делали прививок и малыши умирали от самых невинных болезней. Почти в каждой семье был ребенок, умерший до года или 3х лет. Своих детей вакцинирую, но всегда звоню и спрашиваю все данные о вакцине, потом советуюсь с кумой — она фармацевт, потом звоню крестной — она врач))).

    10.10.2014 | 20:57
    • Таисия

      Конечно, это очень серьезный вопрос. Каждый родитель должен понимать и, конечно, принимать всю ответственность на себя за здоровье ребенка. Вы такой наглядный пример привели, Ирина. На самом деле, столько раньше умирали от всяких инфекций, особенно жалко детей. Обрывается веточка, которая дала бы жизнь еще многим людям.

      11.10.2014 | 05:55
  • Светлана

    Делать или нет прививки — очень сложный вопрос. У нас есть один знакомый, очень умный и серьезный человек. Так вот он не дал своим детям делать прививки. Он имел очень серьезные разговоры с разными врачами, полностью владея всей информацией о прививках и их последствиях, и они соглашаются с ним. Сыну уже 6 лет, дочке 13, все хорошо, дети крепкие и здоровые. Мы своим детям прививки делаем.

    11.10.2014 | 10:11
    • Таисия

      Каждый из нас имеет право делать свой выбор. Родители делают выбор за своих маленьких детей. Но я уже сталкивалась с ситуациями, когда отсутствие прививок является преградой обучения в заграничных ВУЗах или поездкой на какие-то мероприятия за рубеж. И только потому, что существующими там правилами допускаются лишь люди с соответствующими прививками. И вот тогда родители начинают слезно просить сделать недостающие прививки. Но прививки потом за один раз сделать невозможно... Даже на Кремлевские елки в Москву не допускают детей из городов России без прививок против кори, паротита, дифтерии и т.д.

      11.10.2014 | 13:55
  • ирина

    деткам все прививки делали, но вот себе от гриппа ни разу. Муж сделал в прошлом году, так наоборот не переставал грипповать...

    12.10.2014 | 08:21
    • Таисия

      Ирина, возможно ваш муж переболел вовсе не гриппом, а простой вирусной инфекцией, таких инфекций насчитывается до 400. А прививки конкретно делаются от гриппа. Гриппом болеют тяжело. Хотя у каждого человека свои индивидуальные особенности, а может просто не правильно отобрали на прививку.

      12.10.2014 | 11:33
  • Vadar

    Думаю прививки нужны конечно! Как же без этого?!

    12.10.2014 | 09:42
  • Таисия

    Вадар, я тоже так считаю.

    12.10.2014 | 11:34
  • Татьяна

    в последнее время столько разной информации о пользе и о вреде, вернее нехороших последствиях от прививок, что голова идет кругом. Конечно, всем и всегда они не могут помочь, но все-таки, на мой взгляд, пользы больше для большинства людей

    15.10.2014 | 03:25
    • Таисия

      Я тоже так считаю, что пользы больше от прививок. И это мое мнение независимо от моей работы.

      15.10.2014 | 04:31
  • Майя

    От некоторых болезней, того же полиомиелита лучше прививаться, а вот от гриппа смысла нет, все равно заболеешь, каждый год вирусы разные.

    15.10.2014 | 04:35
    • Таисия

      Майя, вакцина против гриппа адаптируется под те штаммы вирусов, которые прогнозируются в текущем году. Вопрос в другом: когда заболевают, это действительно ли был грипп? Ведь вирусных инфекций верхних дыхательных путей около 400. Может эти люди болеют именно этими инфекциями. Грипп опасен своими осложнениями.

      16.10.2014 | 17:04
  • Галина

    Считаю, что прививки нужно ставить. Раньше их ставили по плану не спрашивая, а сейчас в садике требуют письменное согласие или отказ. Единственную прививку от гриппа не ставлю. Как-то раз поставила так болела, что больше не хочу.

    15.10.2014 | 16:36
    • Таисия

      Да, раньше не спрашивали, делали прививки и лишь потом сообщали родителям о проведенной прививке. И кстати, реакций и осложнений было гораздо меньше. А сейчас, то ли люди стали довольно слабыми, то ли еще от какие причины...Реакции и осложнения присутствуют. Сейчас согласно Закону об иммунопрофилактике требуется у маленьких детей обязательное согласие родителей или опекунов на проведение прививки. Этот Закон создан согласно нашей Конституции.

      16.10.2014 | 17:08
  • Елена

    Как историк я понимаю, что люди недооценивают те риски, которые могут случится в случае эпидемии с их детьми. привитым детям хотя бы дается шанс на выживаемость. как можно лишить его своих детей? Любой катаклизм может случится и без доступа к благам цивилизации сразу начнутся массовые инфекции — где тогда брать помощь? Сколько книжек мы читали в детстве, где смерть была совершенно обычным явлением — чахотка, тиф, чума, оспа, корь, холера.

    16.10.2014 | 06:10
    • Таисия

      Елена, вам комплимент! Очень популярно и интересно объяснили необходимость проведения прививок в наше время. Эти инфекции до сих пор являются актуальными.

      16.10.2014 | 17:11
  • Татьяна

    прививки нужно делать обязательно, другое дело на не компетентность детских врачей которые при назначении прививок не учитывают состояние здоровья ребёнка — а вот это и ведёт в первую очередь к осложнениям и последствиям.

    22.10.2014 | 05:32
    • Таисия

      Безусловно, на первом месте должно быть состояние здоровья. Прививки должны проводиться только здоровым, иначе эффекта от прививки не будет.

      23.10.2014 | 05:17
  • Евгения

    На прививки вожу своего ребенка с большой опаской. В последнее время появилось очень много историй с печальным исходом, которые связаны с введением в организм малыша (да и не только малыша) вакцины. С одной стороны, страшно за ребенка, так как невозможно предположить реакцию его организма на лекарственный препарат, с другой — страшно, что без прививки он заболеет чем-то тяжелым. Еще одна причин, по которой делаем прививки — это требования, выдвигаемые руководством детских садиков при приеме малыша. Вот и получается, что не делать их попросту нельзя.

    26.10.2014 | 22:13
    • Таисия

      Евгений, историй с печальным исходом, как вы сказали, совсем и немного. Просто пресса любит рассказывать о таких «сенсациях» и создается впечатление, что это происходит сплошь и рядом. Если все сделано по правилам и учитывается состояние здоровья на момент проведения прививок, то ничего страшного и не должно быть.

      03.11.2014 | 18:17
  • Любовь

    К сожалению на здоровье перед прививкой никто не смотрит. Главное отчитаться, что прививка сделана. Сама прошла через такое. Пока с республиканской клиники не привезла справку, что только в стационаре после обследования и под присмотром дочке можно делать прививки, такого от врачей наслушалась.

    30.10.2014 | 07:44
    • Таисия

      Не спорю, такое может быть. Но сейчас ни одна прививочная медсестра или фельдшер не возьмет на себя ответственность делать прививку без осмотра врача.

      03.11.2014 | 18:19
  • Екатерина

    Как раз недавно делала дочке прививку — так участковая врач даже не сказала, что перед ней надо сдать анализы крови и мочи — проверить насколько ребенок здоров! (Дочке 5 месяцев). Я считаю, что врачи обязательно должны проверять здоровье перед прививкой, особенно у таких маленьких деток!

    02.11.2014 | 18:52
    • Таисия

      Перед началом проведения прививок у детей, а именно в 3 месяца, врач по закону и санитарным правилам должна была назначить общий анализ крови и мочи. И это минимум. А непосредственно перед прививкой тщательный осмотр. Эти правила никто не отменял.

      03.11.2014 | 18:21
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: