Блог Таисии Филипповой
блог о здоровье и здоровом образе жизни

Анизакиды

сушиЯ абсолютно ничего не имею против суши или роллов. Многие из нас отдают дань моде  и предпочитают их употреблять чуть ли  каждый день. Но есть такой момент.  Для приготовления этих блюд используется слабосоленая, а порой и сырая  морская рыба. И довольно часто для приготовления суши используют дорогую охлажденную рыбу. А именно она  может послужить источником заражения очень опасного гельминтоза. И виной тому  селедочные черви — анизакиды, которые вызывает заболевание анизакидоз. Япония, которая является родиной этих блюд, по заболеваемости анизакидозом стоит на одном из первых мест.

Я в своих статьях уже писала о том, какими видами гельминтозов можно заразиться при употреблении сырой или недоваренной, недосоленой речной рыбы. Про это можно прочитать здесь. И некоторые абсолютно уверены, что морская рыба в этом отношении совершенно безобидна. Но на деле  оказывается  совсем наоборот.

Анизакиды -что это такое

Анизакидами заражены многие виды морских рыб: окуневых, лососевых, сельдевых, тресковых ( путассу на 100 % заражена!).  Особенно заражены все виды сельдевых рыб, выловленные в Северном и Балтийских морях. Отсюда и название паразита — селедочный  червь. И такого паразита Вы можете обнаружить на внутренностях, если купили не потрошеную тушку рыбы. Но даже если, купили и потрошеную рыбу, то нет уверенности в том, что нет личинок этого паразита в ее теле.

В настоящее время заболевания анизакидозом регистрируются во многих странах Европы, Южной и Северной Америки и Юго-Восточнойморская рыба треска Азии. Причем заболеваемость имеет тенденцию к увеличению в связи с увеличением потребления морской рыбы и морепродуктов, а также из-за улучшения диагностики  этого  заболевания. Некоторые национальные кухни тоже используют рыбу для блюд с недостаточной термической обработкой, например, как  "хе",  "сацими", «тела».

Все мы любим готовить для праздничного стола «селедку под шубой», да и слабосоленая селедочка всегда тоже идет на «ура». Но теперь я вот  не уверена, что сельдь, купленная в магазине, безвредная.

Почему мы заражаемся

Считается, что при температуре -18 градусов личинки анизакид погибают уже через 14 суток, при температуре — 20 градусов личинки гибнут через  4-5 суток, при -30 градусов — в течение 10 минут. В кальмарах личинки погибают  при — 40 градусов через 40 минут, при -20 градусов — через сутки.  В слабосоленой рыбе  паразиты и их личинки могут остаться живыми  более месяца. Но можете ли Вы быть уверены в том, что  страны, которые отлавливают и реализуют эту рыбу, всегда  соблюдают положенные нормативы,  которые могут нарушить в целях экономии.  В этом никто не уверен.

личинки анизакидЕсли при замораживании рыбы  не соблюдалась  технология переработки или недостаточно или не вовремя заморозили рыбу,  то есть все шансы остаться этим личинкам живыми. И зараженную  рыбу, особенно сельдь, можно встретить и купить даже в больших супермаркетах. И причем анизакиды могут быть  не только в свежемороженой, но и слабосоленой рыбе, печени трески и минтая и даже в консервах.

Личинки анизакид прекрасно переносят и высокие температуры вплоть до +45 градусов. Они могут погибнуть при температуре +60 градусов в течение 10 минут. Как видите, эти  личинки довольно устойчивы и необходимы определенные усилия, чтобы их уничтожить.

Все уверены, что прежде чем попасть морской рыбе на прилавок наших магазинов, они проходят строгий ветеринарный надзор. Да проходят, но не всегда результат экспертиз бывают отрицательными. Так,  норвежская рыба не проходила санитарный контроль из-за огромного количества паразитов в рыбе. Но тем не менее эту рыбу мы видим на прилавках и считаем ее наиболее вкусной и полезной из-за большого количества в ней полезных полиненасыщенных жирных кислот Омега — 3.

Чем же опасно это заболевание

Возбудителями этого заболевания считаются личиночные стадии зоонозного гельминтоза. Человек заражается при употреблении в пищу недостаточно просоленой или сырой морской рыбы. Иммунитет после перенесенной инвазии существует, но он не стойкий. Возможно повторное заражение этой инвазией.

При этом заболевании в основном поражается желудочно кишечный тракт и в зависимости от локализации паразитов развиваются симптомы. Развитие заболевания после заражения происходит относительно быстро. Уже через 1 -2 недели появляются сильные боли в области желудка, тошнота, иногда рвота и даже с кровью. Если локализация паразита в кишечнике, люди жалуются на боли в повздошной области или в области пупка, урчание в животе и  метеоризм.

Но пожалуй, опасны осложнения при этой инвазии. При прободении стенок в кишечнике возможен перитонит, который требует срочного оперативного вмешательства.

Консервативного лечения этого вида гельминтоза пока не существует. И приходится таких больных оперировать. Но если личинки анизакид полностью не удалены ( иногда остаются головки от личинок в стенках кишечника), то возможно развитие гранулем и абсцессов.

Похоже,  я  Вас здорово напугала. Честно сказать и я не в восторге от этого. Но каждому из нас следует знать, что мы  положили на нашу тарелку. Возможно , в кусочке суши или в малосольной селедочке, есть еще и анизакиды. Что делать в подобном случае?  Только быть бдительными  и правильно термически обрабатывать блюда из рыбы.

И обязательно посмотрите это видео!

 Будьте здоровы!


Комментариев к статье: 32
  • Татьяна

    Да-а, страшное дело малосольная селедочка! А я же так люблю есть замороженную селедку, совсем не соленую, а когда очистишь, чуть-чуть по вкусу посолить и есть сразу, еще замороженную, талую уже не ем. Так вкусно, прямо сладенькая она.

    Истинно, надежда только на Господа, когда ешь, просишь благословения на пищу, и Бог очищает всякую нечистоту. Так написано в Библии. Не искушать Господа, типа: «я сейчас съем отраву и мне ничего не будет», нет, именно тогда и будет! А когда ешь с благодарением и благоговением, тогда всё в порядке. Бог смотрит на сердце!

    Спасибо, Таечка, за полезную информацию.

    10.10.2013 | 02:23
    • Таисия

      Да, Татьяна, Вы очень рискуете, употребляя сырую сельдь. Я вот сейчас даже и боюсь ее даже соленую кушать, хотя очень ее люблю.

      10.10.2013 | 15:17
    • Вера

      Больших волнений вообще-то нет. Вы просто посчитайте, сколько времени проходит от вылова рыбы до ее появления на вашем столе. Замораживают при температуре не большей 18 градусов, иначе начнется окисление жиров. Потому селедочка у нас на Алтае уже незаразная. Страшно было в Голландии, где только что выловленная рыбешка, приправленная соусом, тут же у лоточника на улице отправляется в рот. Для голландцев салака , сельдевая рыба, это конфетка, на эту рыбку у голландских деток, как у наших на конфетку, слюнки текут. Анизакида, иначе рыбья аскарида, у человека прогрызает стенку кишки, а это уже требует оперативного вмешательства под общим наркозом. Так голландцы решили проблему просто — замораживали рыбешку на сутки при температуре примерно 20 градусов,паразит за это время погибал. Иначе погибли бы голландцы, как нация и страна.

      Роллы из сырой рыбы на самом деле очень опасны для здоровья. Опасность велика еще и потому, что наши врачи не умеют ее диагностировать.

      Кстати, на кишках селедки находим паразитов, которые выползают из тканей, когда рыбу замораживают. В норме они живут в мышечных тканях.

      03.01.2014 | 09:25
      • Таисия

        Вера, очень интересная информация от Вас. Но ведь не всегда рыба идет сразу в заморозку, вот это и страшно.

        03.01.2014 | 09:40
        • Вера

          В нашем городе, как и большинстве городов России, нет свежевыловленной сельди! Впрочем, как и любой другой океанской рыбы. Анизакиды вредят тем, кто есть на самом деле свежую рыбу, покупая ее на рыбных развалах из рук рыбаков или посредников. Вся остальная рыба идет в переработку. Это давно-предавно сельдь засаливали по секретному рецепту в Голландии и везли ее в бочках уже соленую в Россию. Теперь рыбоперерабатывающие заводы России сначала оттаивают рыбные брикеты, а потом делают соленую, копченую и прочие рыбы. Потому в Рязани есть предприятие, которое выпускает рыбные консервы в жестяных баночках из океанических рыб.

          03.01.2014 | 12:38
    • Ольга

      Вы видимо проповедуете библию, а не селёдку обсуждаете. Надежда на мозги, а не на Бога, жаль не у всех они есть.

      22.08.2016 | 19:11
  • Наталья

    Я люблю роллы исключительно с овощами. А вообще с рыбой, да и прочими продуктами надо быть осторожным. Правильно готовить и выбирать перед покупкой!

    10.10.2013 | 05:02
    • Таисия

      Сейчас со многими продуктами питания надо быть начеку, иначе последствия могут быть не радостными.

      10.10.2013 | 15:18
  • Светлана

    Да, Таисия, какой заразы только не бывает! Страшнее всего то, что без операции не обойтись. А я ведь тоже считала, что морская рыба самая чистая. Спасибо за информацию!

    10.10.2013 | 09:17
    • Таисия

      Как видите, что пока консервативного лечения не выработали. И это очень плохо. Будем беречься, чтобы такая зараза к нам не пристала!

      10.10.2013 | 15:19
  • Елена

    Что то вы меня напугали. Я так люблю суши, а теперь, от слова суши, аж противно стало...

    10.10.2013 | 20:24
    • Таисия

      Когда нам на курсах рассказали про это заболевание, мне тоже стало страшно. Страшно от того, что мы употребляем в пищу.

      11.10.2013 | 14:24
  • Любовь

    А я даже не слышала о такой болезни. Теперь буду знать. Правда, рыбу я всегда подвергаю кулинарной обработке, а роллы — я не любительница.

    11.10.2013 | 06:09
    • Таисия

      Да, такая болезнь существует. И хотя она регистрируется не так часто, но имеет место. А в селедке я на молоках встречала такие спиральки...

      11.10.2013 | 14:22
  • Наталья

    Хоть и живем рядом с Япами, но их еду просто не перевариваю.

    11.10.2013 | 08:09
    • Таисия

      У каждого народа своя кухня. И нам, русским, надо употреблять блюда из картошки, капусты, ягод и грибов. Это так образно. То есть употреблять в пищу то, что ели веками наши предки. Ибо это все заложено у нас на генетическом уровне. Тогда это будет полезно.

      11.10.2013 | 14:21
  • Александр

    Мода модой, но мне совсем не нравятся ни роллы, ни суши.

    11.10.2013 | 08:10
    • Таисия

      Александр, но рыбу морскую мы все равно едим...

      11.10.2013 | 14:18
  • Ирина

    Как-то слушала очень интересную беседу врачей о паразитах. И именно много всего в рыбе. Я лично дважды в год пропиваю антипаразитарную программу.

    А суши, роллы — даже смотреть на них не могу, все дочкам пытаюсь объяснить, а они их так обожают...

    12.10.2013 | 05:49
    • Таисия

      Ирина, у меня аналогичная ситуация: дочки от них в восторге, а мне даже их кушать не хочется. А сейчас особенно — боюсь!

      12.10.2013 | 10:01
  • Татьяна

    ну как, нам, жителям севера (хоть и на юге) не любить слабосоленую рыбу и всякую строганину и «на расколотку»? Поэтому обязательно пью антипаразитарную программу. А, что, любители скажем шашлыков меньше рискуют? Или дачники, овощи прямо с грядки не едят?

    12.10.2013 | 10:22
    • Таисия

      Да сейчас такие продукты, какие не возьми, то там паразиты, то химии и гормонов натолкано. И в таких случаях, конечно, надо знать, какие это продукты и как сделать так, чтобы они не принесли нам вред. И применять какие-то профилакические меры, чтобы вред был минимален или вообще отсутствовал.

      12.10.2013 | 14:24
  • Любовь

    Не думаю, что данных паразитов нельзя вывести, если официальная медицина этого не может сделать и предлагает только операцию, то есть еще народная медицина, которой по плечу любые паразитные инвазии.

    15.10.2013 | 07:59
    • Таисия

      Может и есть какие -то травы или приемы в народной медицине, но вот пока не нашла ни какие. А лекарства — антигельминтики, видимо должного эффекта не оказывают.

      16.10.2013 | 17:25
  • Евгения

    Я недавно нашла их в печени терпуга,вся поверхность ими была покрыта,в спиральки закручены:( Пришлось всё выбросить,а осадок остался!И раньше не любительница рыбы была,а теперь вообще призадумалась!Доверяю только пароварке,горбушу на 45 минут закладываю,при таких условиях ни одна гадина не выживет:)

    20.11.2013 | 03:02
    • Таисия

      Рыбу лучше всего использовать после термической обработки или досточном посоле. Иначе последствия могут быть очень неприятными.

      03.01.2014 | 09:42
  • Оксана

    Я очень люблю соленую рыбку, особенно селедку, причем именно малосольную. Ваша статья и видео заставили меня задуматься. Думаю, что теперь не смогу есть малосольную рыбу с прежним энтузиазмом. Спасибо за полезный материал!

    05.02.2015 | 15:48
  • Техник

    Спасибо за полезную инфу. Рыбу в последнее время ем только тщательно прожаренную, не менее получаса.

    Недавно нашёл в путасу такие спиральки, однако рыба мороженная, а значит паразиты скорее всего погибли, а после жарки уж точно сдохнут.

    А рыбу выкидывать жалко.

    21.05.2016 | 14:42
    • Таисия

      Да и не выкидывайте! Просто тщательно прожаривайте и проваривайте! Морская рыба же очень полезна, да и деньги потрачены...

      21.05.2016 | 14:55
  • Ольга

    Разделывала терпуга — увидела такие спиральки. Решила почитать про них...в итоге выкинула рыбу) Теперь думаю, что делать с посудой, которая была задействована в процессе разделки??

    19.07.2016 | 17:46
    • Таисия

      Посуду промойте горячей водой с мылом и сполосните.

      19.07.2016 | 20:17
Оставить комментарий
:p :-p 8) 8-) :lol: =( :( :-( :8 ;) ;-) :(( :o: